Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Краткая биография»

Раби Шломо Залман Оербах, признанный авторитет нашего поколения, учитель, мудрец и праведник Торы. Решения, принятые им, являются обязательными для всех евреев, соблюдающих заповеди. Родился он 22 числа тамуза в 1910 году в семье раби Хаима Йеуды Лейба, руководителя известной ешивы «Шаар Ашамаим». Учился в ешиве «Эц Хаим» у легендарного раби Исера Залмана Мельцера (1870-1953), в той самой ешиве, которую раби Мельцер основал в Слуцке в 1903 году, затем в 1917 перевел в польский город Клецк, а в 1925 году перевез вместе с учениками в Иерусалим. В ней молодой раби Оербах быстро приобрел имя первого ученика, чьи успехи поражали и учителей, и его товарищей. О нем говорили как о гаоне, глубочайшем мыслителе Торы. С 1932 года он начал писать и издавать книги, которые тщательно изучались всеми учеными и вызывали лавину исследований и изысканий в области еврейского закона.

С 1947 года и фактически до дня своей смерти он являлся руководителем одной из самых прославленных ешив нашего века «Коль Тора», из стен которой вышли тысячи учеников. Практически все выдающиеся раввины и даяны в Израиле — ученики раби Шломо Залмана. Умер он 20 числа во второй месяц адар 5755/1995 года. На его похороны пришло более 300 тысяч человек. Такого числа провожающих не знает история современного Израиля.

Кроме преподавания, раби Шломо Залман занимался многими практическими проектами, связанными с насущными проблемами текущей жизни. Так, под его руководством возникла сеть ешив для проблематичных детей. Рассказывают, что однажды к нему привели подростка, который не хотел, чтобы его отправляли в подобный интернат. «Чем тебе эта школа не нравится?» — спросил рав. — «Все говорят, что она для отсталых». — «Скажу тебе честно, там действительно не все в порядке. Нет настоящего директора. Хочешь быть ее равом?» — «Я не могу. Для этого нужно посвящение в раввины». — «Так я тебя посвящаю». С этими словами рав положил руки на голову подростка и посвятил его в раввины. Все окружающие были потрясены: то была полная формула посвящения… Эту историю рассказал молодой человек, который через много лет после окончания той ешивы действительно получил раввинское звание.


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.