Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография главного раввина Османской империи

Раби Авраам бар Шмуэль Закуто (5200-5275 /1440-1515/ гг.) — выдающийся историк еврейской мысли; астроном и изобретатель с мировым именем.

Родился в Испании, в королевстве Кастилия. Учился у отца, а затем в ешиве г. Толедо у р. Ицхака Абоава (см.). Изучал астрономию и математику в университете г. Саламанки, а впоследствии преподавал там.

В 5252 /1492/ году, когда евреи были изгнаны из Испании, р. Закуто, вслед за своим наставником р. Ицхаком Абоавом, переселился в Португалию. Здесь он стал придворным астрономом короля Хуана II.

Р. Закуто занимался прогнозированием солнечных и лунных затмений: он создал астрономические таблицы, позволяющие вычислять время и продолжительность предстоящих затмений. Он изобрел первую астролябию — угломерный прибор, позволяющий определять относительное расположение небесных тел. Этим прибором пользовались мореплаватели для ориентирования — астролябией, сконструированной р. Закуто, были оснащены экспедиции Христофора Колумба и Васко да Гамы. Оба мореплавателя подробно консультировались с р. Закуто перед тем, как отправиться в свои экспедиции.

Более того, астрономические таблицы, полученные Колумбом от р. Закуто, спасли ему жизнь. Когда, высадившись на берег, Колумб был схвачен индейцами, он пригрозил им, что если они его не отпустят, он заставит солнце померкнуть. Когда солнце «подчинилось его приказу», индейцы в панике разбежались.

Астрономические исследования р. Закуто собраны в его книге Хибурагадоль (Большой трактат).

В 5257 /1497/ году евреи, нашедшие убежище в Португалии, вновь были поставлены перед выбором: креститься или покинуть эту страну. Р. Закуто отправился по морю в Тунис, а оттуда — в Землю Израиля. Он поселился в Иерусалиме.

К 5262 /1502/ году он завершил работу над летописью, получившей название Юхасин (Родословная). В этой книге прослеживается цепь передачи устной традиции; летопись р. Закуто является одним из основополагающих источников по истории эпохи Мишны и Талмуда.

Последний период своей жизни р. Закуто провел в г. Дамаске и там скончался.

с разрешения издательства Швут Ами


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени