Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один из законоучителей переходного времени между таннаями и амораями.

Рабби Шимон бен Халафта – один из законоучителей переходного времени между таннаями и амораями. Он жил в Эйн-Тине, селении близ Ципори, где пребывал его учитель, рабби Йеуда а-Наси. Рабби Шимон был очень беден, и его учитель часто оказывал ему материальную помощь (Рут Рабба 5, 7).

Рабби Шимон бен Халафта много занимался наблюдением над жизнью животных, а также опытами, так что ему дано было прозвище аскан бэ-дварим, т. е. экспериментатор. Рассказывают, что он, желая доказать, что птица, потерявшая перья, может жить и, следовательно, пригодна к употреблению, обеспечил курице, потерявшей крылья, соответствующий уход, оберегая её здоровье, пока не выросли новые перья (В. Талмуд, Хуллин 57б). Другую курицу он вылечил, связав камышом вывихнутую бедренную кость (В. Талмуд, Хуллин 57б).

Имя рабби Шимон бен Халафта часто упоминается в Агаде, где приводятся сравнения, к которым он прибегал, толкуя Тору. Закон о том, что обрезание должно предшествовать вкушению от пасхальной жертвы, он поясняет с помощью следующего сравнения: «Один царь устроил пир, на который разрешил явиться только тем, кто имел его печать. Так и Всевышний устроил праздник в память освобождения от египетского рабства и позволил участвовать в нём только тем, кто носит на своём теле печать Авраама» (Шмот Рабба 19, 6).

Отношения между Всевышним и Израилем он описывает с помощью следующей притчи: «Один царь взял в жены женщину, принесшую ему два драгоценных камня в качестве приданного. Он сам прибавил к ним ещё два алмаза. Но когда женщина потеряла те два камня, что принесла с собой, царь взял назад и те два камня, что он ей дал. Когда же она нашла свои потерянные камни, царь вернул ей и свои алмазы и сделал из всех камней подарок для неё. Точно так же и Израиль принёс в дар Б-гу драгоценные камни, полученные им от Авраама – добро и правосудие (цдака у-мишпат), а Б-г прибавил два камня – милость и сострадание (рахамим вэ-рихамха) (Дварим 13, 18). Когда Израиль потерял добро и правосудие (Амос 6, 12: «А вы превратили правосудие в яд, а плод милосердия – в (горечь) полыни», афахтэм лэ-рош мишпат у-фри цдака лэ-лаана), Б-г отнял милость и сострадание (Ирмияу 16, 5: «…ибо отнял Я у этого народа… благосклонность и милосердие», эт а-хэсэд вэ-эт а-рахамим). Но когда к Израилю вновь возвратится то, что он потерял (Йешая 1, 27: «Цийон искупится правосудием, а раскаявшиеся его – добром», Цийон бэ-мишпат типадэ вэ-шавеа би-цдака), Б-г также вернёт то, что Он отнял (Йешая 54, 10: «Ибо горы сдвинутся и холмы зашатаются, а милость Моя не отступит от тебя…, – сказал милующий тебя Господь», вэ-хасди мэ-итха лё йамуш…мэрахэмха а-Шем), и сделает из этих четырёх драгоценностей корону для Израиля».

Учить Талмуд, не отходя от компьютера! Талмуд on-line


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.