Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
24-го апреля этого (2006) года на 91-м году жизни покинул наш мир рав Моше Тейтельбаум — лидер одной из крупнейших еврейских общин мира, движения сатмарских хасидов, которое насчитывает на данный момент около 100.000 человек...

Рав Моше Тейтельбаум родился 17 ноября 1914 года и был назван Моше, в честь своего предка, рава Моше Тейтельбаума, основавшего в 18-м веке династию сатмарских раввинов (своим названием — «сатмарские хасиды» движение обязано названию местечка Сату Маре, где, собственно, оно и возникло; тогда оно принадлежало Австро-Венгрии, теперь это — Румыния).

Его отец, рав Хаим-Цви Тейтельбаум был раввином в городе Сегеде (Венгрия).

Когда Моше исполнилось 11 лет, они с братом (старшему брату, Иекутеэлю-Иегуде, было 14 лет) — осиротели. Какое-то время Моше жил в семье друзей его ушедших из жизни родителей, потом рос в доме деда, тоже раввина — Шалома Элиэзера Халберштама, затем — в семье дяди (брата отца) рава Йоэля Тейтельбаума.

С раннего возраста у Моше Тейтельбаума проявились неординарные способности. Его природная одаренность, упорство в овладении знаниями, руководство авторитетных учителей стали залогом тех успехов, которых он сумел достичь, будучи еще совсем молодым человеком. В 22 года он уже преподавал в йешиве в небольшом городке Каречк, а вскоре его назначили главой этого учебного заведения.

Тогда же, в 1936 году, рав Моше женился на своей кузине Лее Меир, дочери местного раввина Ханоха Меира.

В 1939-м раву Тейтельбауму предлагают должность раввина Сенты (в то время — город в Венгрии, сейчас это — Югославия). Он соглашается, и семья меняет место жительства.

Для евреев Европы наступали страшные времена. Захвативший власть в Германии Гитлер готовился к реализации плана, одним из основных пунктов которого стало «окончательное решение еврейского вопроса».

Евреям Венгрии «повезло» больше других. Массовая депортация евреев, по приказу Адольфа Эйхмана, началась в этой стране лишь в конце 1944 года. Рав Моше Тейтельбаум вместе с женой и тремя детьми попал в Освенцим. Об этой скорбной странице его жизни ему до конца дней было трудно вспоминать — из всей семьи в Освенциме выжил только он один. Жена и дети — погибли. В 1945 году его перевели в другой концлагерь — в Терезиенштадт. Война уже заканчивалась, и через короткое время он в числе других узников был освобожден. 

После Второй мировой войны рав Моше Тейтельбаум женился на дочери раввина Аарона Тейтельбаума из Волова и вернулся в город своего детства, Сегед. Но наладить нормальную еврейскую жизнь в городке, где когда-то был раввином его отец, оказалось непросто. К власти в Венгрии пришли коммунисты. «Служители культа» стали «объектом» преследований.

В конце концов, спасая семью и свои убеждения, рав Моше Тейтельбаум с женой эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и поселились в Нью-Йорке.

К тому времени в США уже жил его дядя рав Йоэль Тейтельбаум. В 1944-м его первым же поездом, увозившим евреев из родных мест, отправили в Берген-Бельзен (день, когда он вновь обрел свободу — 21 кислева по еврейскому календарю — стал для сатмарских хисидов большим праздником). Сразу же после войны рав Йоэль Тейтельбаум едет в Эрец Исраэль (в подмандатную Палестину) и создает там сеть йешив (в нескольких городах). Однако вскоре испытывает серьезные финансовые затруднения и направляется за материальной помощью в США. Год он пробыл в Нью-Йорке. В результате его американские последователи уговорили рава Йоэля остаться в Америке. Политическая ситуация на Святой Земле была нестабильной, изменения, которые там происходили, ему не нравились, и он — остался. И перевез в США многих евреев своего движения, чудом уцелевших в Катастрофе. Их центром стал Уильямсбург (Нью-Йорк, Бруклин).

В то время в Иерусалиме общину сатмарских хасидов и вообще — «старого иешува» (Эйда Харедит), возглавлял рав Зелиг-Реувен Бенгис. После его смерти руководство общиной перешло к раву Йоэлю Тейтельбауму. Он, тем не менее, продолжал жить в Нью-Йорке, выполняя порученные ему обязанности в Израиле через израильских посланников и своих консультантов. Он стал четвертым главным раввином Эйды Харедит.

В Уильямсбурге, где поселился рав Моше Тейтельбаум, приехав в Америку, он основал бейт мидраш (место для занятий Торой), дав ему имя — «Эцей Хаим Сегед». Здесь, в Уильямсбурге, его называли — «сегедский ребе».

Позже рав Моше переехал в Боро Парк (район Бруклина) и создал там еще одну сатмарскую общину.

После смерти рава Джоэла Тейтельбаума в 1979 году, сатмарская община назвала рава Моше своим Ребе, и он, приняв на себя обязанности главы движения, вернулся в Уильямсбург.

За период его управления всей общиной, территория, занимаемая сатмарскими хасидами, значительно расширилась. Население лишь одного Уильямсбурга выросло до 35-ти тысяч человек.

Незадолго до кончины рав Йоэль основал новый населенный пункт, и при его жизни в нем успели поселиться всего несколько семей. Рав Моше Тейтельбаум назвал это место — Кирьят Йоэль. При нем население этого района существенно увеличилось. Сейчас здесь проживает более 15-ти тысяч человек.

— Рав Моше Тейтельбаум взял на свое попечение среднее по численности движение, — вспоминает исполнительный директор Совета по общественным связям в движении сатмарских хасидов рав Давид Поллак, — взлелеял его и превратил в самую большую в Соединенных Штатах хасидскую общину...

Возглавляя не только свои общины Америки, но — все сатмарское движение в мире, рав Моше Тейтельбаум оставался чрезвычайно скромным человеком. «Он часто говорил, что наш праотец Яаков, — рассказывает историк сатмарской общины рав Соломон Гельдман, — взял на себя роль хранителя результатов той огромной работы, которую осуществили Авраам и Ицхак. По собственному признанию Яакова, он не строил колодцы, но — лишь следил за колодцами, вырытыми его дедом и отцом, чтобы они не иссякали, и вода в них всегда была чистая… Мой дядя рав Йоэль вырыл колодцы, а я только слежу и ухаживаю за ними…».

Рав Моше Тейтельбаум скончался в конце апреля 2006-го года в медицинском центре «Маунт Синай», оставив в этом мире жену, Пессель-Лею, четырех сыновей, которые, как их отец, стали раввинами — Аарона, Залмана, Липу и Шулема, двух дочерей — Браху Мейзельс и Хенди Хальберштам и 86 внуков и правнуков.

Духовное наследие рава Моше Тейтельбаума — не только его последователи и ученики, но и написанная им книга Берах Моше.

Ребе вдохновил бесчисленное множество людей, которым довелось соприкоснуться с ним, — сказал, прощаясь с равом Моше Тейтельбаумом, губернатор штата Нью-Йорк Джордж Патаки. — За десятилетия своего лидерства он привел свою общину к поразительному расцвету. Пусть для каждого из нас будет благословенна память о нем!..

О том же в прощальном слове, приняв участие в траурной процессии, говорил и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг.

— Живя здесь, в Нью-Йорке, — отметил мэр, — он сотворил настоящее чудо, восстановив общину, достойную европейской — в дни ее расцвета…

Слушайте: нигун сатмарских хасидов


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?