Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих, в одних из врат твоих на твоей земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостает ему.»Дварим 15:7-8
Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли

Раби Шломо-Элиэзер бар Яаков Альфандари (Саба Кадиша; 5578—5690 /1818—1930/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист.

Родился в Стамбуле, столице Османской империи.

В 5605 /1845/ году создал в Стамбуле ешиву, в которой воспитал целый ряд духовных лидеров следующих поколений. Среди его ближайших учеников был выдающийся законоучитель р. Хаим-Хизкия Медини (см.), впоследствии прославившийся книгой Сде хемед (Прекрасное поле).

Уже в эти годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли (Иквета димешиха 186).

В 5659 /1899/ году р. Альфандари стал главным раввином г. Дамаска, столицы Сирии.

В 5664 /1904/ году, в возрасте восьмидесяти шести лет, р. Альфандари переехал в Землю Израиля и поселился сначала в Хайфе, а затем возглавил сефардскую общину г. Цфата.

В Цфате он был окружен всеобщим почетом — даже арабы трепетали перед ним, называя его «Б-жьим человеком» и «ангелом» (Гдолей адорот).

Знатоки кабалы из сефардской и ашкеназской общин приходили к нему, чтобы под его руководством постигать сокровенные тайны Торы (там же; Везэ шаар ашамаим с.511).

Бывало, что, приближаясь к его дому, посетители видели: весь дом как бы охвачен пламенем — такой яркости и интенсивности достигало духовное сияние Шехины во время его молитвы и занятий Торой (Иквета димешиха 186).

Р. Альфандари решительно выступал против любых изменений в традиционном еврейском образе жизни — в том числе, против изменений в одежде и внешнем облике.

Например, он отказался принять огромную денежную сумму, пожертвованную на издание его книг, — поскольку богач, предоставивший эти деньги, брил бороду (разумеется, разрешенным способом). Он не принимал у себя даже знатоков Торы, пришедших обсудить с ним какие-либо талмудические проблемы, если видел, что они бреют бороды (там же).

В дни тяжелой болезни, несмотря на нестерпимые боли, он категорически отказался пользоваться услугами светских врачей-евреев, работавших в цфатской больнице «Адаса». И хотя врачи утверждали, что спасти его жизнь может только срочная операция, р. Альфандари ответил: он полагается на Всевышнего — на то, что «Б-г, исцеляющий все живое», вылечит и его. Врачи, иронизировавшие над его бесхитростной верой, спустя несколько недель были вынуждены признать, что произошло чудо: р. Альфандари излечился от смертельно опасного недуга без всякого вмешательства медицины (там же).

В 5685 /1925/ году, в возрасте ста семи лет, р. Альфандари переехал в Йерушалаим.

Этот переезд был связан с медицинскими соображениями — здесь за его здоровьем наблюдал богобоязненный доктор Валлох, основатель и главный врач больницы Шаарей цедек (Везэ шаар ашамаим с. 485).

В Йерушалаиме р. Альфандари вел очень замкнутый образ жизни, днями и ночами занимаясь изучением Торы. В этот период его талмид-хавером (младшим партнером по совместному изучению) был р. Цви-Песах Франк (см.), ставший впоследствии главным ашкеназским раввином Йерушалаима.

Однажды старейшина евреев святого города р. Йосеф-Хаим Зонненфельд (см.) попросил от имени всей общины, чтобы р. Альфандари принимал людей, нуждающихся в исцелении и помощи, — так же, как он делал в Цфате. «Жителям Йерушалаима я не нужен, — со свойственной ему прямотой ответил р. Альфандари. — У вас есть Котель маарави (Западная стена): тот, кто нуждается в спасении и исцелении, пусть приходит туда!» (Маасей авотейну, Тецаве).

До последних лет жизни р. Альфандари сохранил ясное зрение и блестящую память. Он помнил наизусть, слово в слово, целые трактаты Талмуда, алахические кодексы, а также книги ранних и поздних законоучителей. Как правило, он писал свои респонсы, не заглядывая в источники и по памяти цитируя обширнейшие фрагменты текста (Гдолей адорот; Иквета димешиха 186).

В Йерушалаиме р. Альфандари стали называть почетным именем Саба Кадиша (Святой старец).

Р. Шломо-Элиэзер Альфандари, Саба Кадиша, умер в Йерушалаиме двадцать второго ияра 5690 /1930/ года, в возрасте ста двенадцати лет.

Почувствовав приближение смерти, Саба Кадиша попросил облачить его в талит и тфилин, прочел весь отрывок «Слушай, Израиль…» — до последнего слова «эмет» (истина). Затем он попросил снять тфилин — и через несколько мгновений его дыханье оборвалось (Гдолей адорот).

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.