Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Но если человек вынужден потратить деньги на какую-либо заповедь, например, если ему нужно сделать обрезание своему сыну или устроить свадьбу бедным жениху и невесте — в этом случае, а также для покупки книг, по которым он сможет учиться сам и одалживать их другим, чтобы и они также учились по ним, если у него недостаточно денег и он не смог бы выполнить эту заповедь на свои деньги, он может сделать это на деньги, предназначенные для милостыни.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Биография раввина. Раби Нафтали бар Шломо Амстердам

Раби Нафтали бар Шломо Амстердам (5592—5676 /1832—1916/ гг.) — один из зачинателей этического движения Мусар.

Родился в 5592 /1832/ году в литовском городке Саланте (Салантае), где в те годы жил его будущий наставник р. Исраэль Салантер (см.).

В 5609 /1849/ году, в возрасте семнадцати лет, он начал заниматься в ковенском мусар штибле (доме этики), основанном р. Исраэлем Салантером. Наряду с р. Симхой-Зислом Зивом (Сабой из Кельма; см.) и р. Ицхаком Блазером (р. Ицеле Петербургером; см.), он вошел в число ближайших учеников, с которыми р. Исраэль Салантер занимался по особой программе.

Следуя мировоззренческим установкам своего наставника, р. Нафтали намеревался зарабатывать на жизнь не раввинской службой, но «трудом своих рук» — он открыл в Ковно пекарню. Однако р. Исраэль Салантер считал, что р. Нафтали необходимо сосредоточить свои усилия на изучении Торы и распространении идей Мусара. Действуя через своего ученика, «чайного короля» р. Кальмана-Зеева Высоцкого, р. Исраэль Салантер попытался обеспечить для р. Нафтали раввинский «трон» в Москве, но хасиды, составлявшие значительную часть московской общины, воспротивились этому назначению (Тнуат амусар т.2 с. 223—224).

В 5627 /1867/ году по рекомендации своего наставника р. Нафтали стал главным раввином г. Гельсингфорса (Хельсинки), столицы Финляндии, входившей в состав Российской империи.

Свое пребывание в Гельсингфорсе он считал временным и поэтому оставил жену с детьми в Ковно — они лишь изредка его навещали (там же с. 225).

В 5630 /1870/ году он возглавил общину г. Новгорода, но уже спустя год возвратился в Гельсингфорс.

В 5635 /1875/ году р. Нафтали поселился в Ковно с семьей, рассчитывая, что денег, заработанных за годы раввинской практики, хватит ему на несколько лет углубленных занятий Торой. Однако вскоре вся собранная им сумма ушла на приданное и свадьбу дочери (там же с. 225—226).

В 5636 /1876/ году он стал законоучителем в общине Санкт-Петербурга, возглавляемой его другом юности р. Ицхаком Блазером.

В 5640 /1880/ году р. Нафтали возглавил общину г. Ясвина в Литве, а затем стал раввином Алексаты, одного из пригородов Ковно.

В 5655 /1895/ году он окончательно оставил раввинскую практику и, поселившись в Ковно, целиком погрузился в занятия Торой.

Весь день он учился стоя, следуя в этом праведникам прошлых веков. Несколько часов в день он посвящал изучению мусара и кабалы. Он давал уроки по мусару в ковенском доме этики и в ешиве Кнессет Исраэль, созданной последователями р. Исраэля Салантера в пригороде Ковно, Слободке (там же с. 227, 231; Гдолей адорот).

В 5666 /1906/ году, после смерти жены, семидесятичетырехлетний р. Нафтали отправился в Землю Израиля — никого не известив, чтобы избежать торжественной встречи.

И вот однажды он неожиданно появился в иерусалимском доме р. Ицхака Блазера, прибывшего на Святую Землю двумя годами ранее. Р. Нафтали был одет в одежду простолюдина — с фуражкой, а не раввинской шляпой на голове. На обычное приветствие сбежавшихся ему навстречу людей «Шалом алейха, раби!» (Мир вам, раввин!) он ответил, что он — не раввин. Затем он спросил, где располагается ближайший дом учения, — и, отправившись туда, с головой погрузился в изучение Торы (Тнуат амусар с. 236).

В первые месяцы пребывания в Йерушалаиме р. Нафтали поселился в еврейском квартале Старого города, а затем перебрался за стены Старого города, во «двор Штрауса», где жили р. Ицхак Блазер и другие последователи движения Мусар. Он давал уроки в иерусалимском мусар штибле, организованном учениками своего друга юности р. Симхи-Зисла из Кельма.

В то же время р. Нафтали старался всячески умалить свое значение в глазах людей, чтобы избежать любых восхвалений и почестей. Когда его пригласили на совещание, связанное с делами общины, он сказал: «Я должен объяснить вам, кто я такой. Сначала я был пекарем, затем попробовал стать раввином — но, когда разобрались, что я не подхожу для такой работы, меня уволили» (там же с. 237).

Обладая феноменальной талмудической эрудицией (он мог мгновенно, с точностью до страницы, указать место любого высказывания в Талмуде, и с точностью до параграфа — место любого закона в кодексе Шульхан арух), р. Нафтали выдавал себя за малообразованного «балабоса». В синагоге, сразу же после молитвы, он погружался в чтение псалмов, как человек, для которого более сложные книги не по зубам, — и лишь когда большинство прихожан расходилось, он принимался за Талмуд. Едва же заслышав приближающиеся шаги, он снова возвращался к псалмам (там же с. 236).

В Йерушалаиме р. Нафтали вновь женился — ему был необходим близкий человек и помощник в годы старости. Однако вскоре после свадьбы жена тяжело заболела, и восьмидесятилетний р. Нафтали в течение ряда лет трогательно ухаживал за прикованной к постели женщиной. Он сам убирал квартиру, мыл посуду, растапливал печь и выполнял все необходимые «женские» работы по дому — искренне радуясь тому, что ему выпала возможность помочь больной (там же с. 237—238).

Еще в юности р. Нафтали принял на себя особую миссию — он записал в дневник самоконтроля, что берется «возвратить весь народ Израиля к праведности». Когда друзья спросили у него, как он собирается это сделать, р. Нафтали объяснил: он постарается скрупулезно выполнять все законы Шульхан аруха, учитывая мельчайшие детали и нюансы, — чтобы люди могли увидеть в нем воплощенный Шульхан арух и убедиться, что выполнение законов Торы ведет человека к совершенству.

Всю жизнь он посвятил осуществлению этой миссии, стремясь добиться в выполнении каждой заповеди максимального совершенства и цельности. Подобно Виленскому Гаону, он проводил весь день, облачившись в тфилин и талит. В праздник Суккот он все семь дней не покидал праздничный шалаш и на протяжении всего дня не выпускал из рук «лулав» — праздничный букет, состоящий из четырех растений. В праздник Пурим р. Нафтали пил вино без перерыва весь день — до выхода звезд. Уже в Йерушалаиме он сам перед шабатом обходил вокруг города и проверял эрув (специальное ограждение, позволяющие в шабат переносить предметы вне дома). Так он относился к выполнению каждой заповеди (там же с. 239).

Р. Нафтали Амстердам скончался в Йерушалаиме шестого адара 5676 /1916/ года, в возрасте восьмидесяти четырех лет. Похоронен на Масличной горе.

с разрешения издательства Швут Ами


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Тора и бизнес. Собственный интерес и интересы других людей

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При устройстве на работу в частную компанию можно воспользоваться «блатом». Однако в госструктурах эта практика неприменима. Если есть несколько претендентов на одну и ту же должность, можно продолжать претендовать на ее, если переговоры с потенциальным кандидатом еще не завершились.

Тора и бизнес. Частный бизнес и запрет на уединение

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят в браке, уединяться в закрытом помещении. Это распространяется на начальника и секретаршу, а также на многие другие случаи, часто встречающиеся в современных учреждениях.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и бизнес. Суббота и бизнес

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Суббота — день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Тора и бизнес. Плата за выполненную работу

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Зарплата должна быть перечислена работнику в указанный срок. Тора запрещает затягивать срок выплаты. Это распространяется и на внесение платы за съем квартиры или помещения для бизнеса.

Тора и бизнес. Деловое партнерство и проценты.

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При совместном ведении бизнеса часто возникают ситуации, при которой та или другая сторона получает прибыль с процентами. Чтобы этого избежать, консультируйтесь с раввинами и пользуйтесь разрешенными схемами сотрудничества.