Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина. Сде хемед

Раби Хаим-Хизкия бар Рефаэль-Ашер-Элияу Медини (Сде хемед; 5595—5669 /1834—1908/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился в Йерушалаиме седьмого хешвана 5595 /1834/ года.

Осиротев в возрасте восемнадцати лет, переехал к родственникам в Стамбул, столицу Османской империи.

Учился в стамбульской ешиве у р. Шломо-Элиэзера Альфандари (Саба Кадиша; см.).

В 5627 /1867/ году р. Медини стал главным раввином г. Карасубазара (Краснодара), где существовала большая община евреев-«крымчаков».

Эта уникальная община сложилась на протяжении многих веков на основе потоков переселенцев из Вавилона и Византии, Италии и Турции, Польши и Украины. В этом общинном конгломерате можно было встретить семьи, носящие фамилии Анджело и Ломброзо (выходцы из Испании и Италии), Гурджи (из Грузии) и Лехно (из Польши), Ашкенази (из Германии) и Измерли (из Турции).

За века «крымчаки» переняли бытовой уклад и язык крымских татар, но молились и писали на святом языке Торы. Внешне от татар их отличали только пейсы и бороды. «Крымчаки строго исполняют обряды религии, — писал российский исследователь их быта. — Два раза в день, утром и вечером, крымчак посещает свою синагогу и отправляет молитву с чрезвычайным благоговением». По свидетельству того же бытописателя, «крымчаки вежливы и ласковы, образ жизни их до крайности прост и воздержен, …а чистота нравов везде и повсюду примерная» (Ф. Кандель, Очерки времен и событий т.2, с. 265—266).

За тридцать два года пребывания в Карасубазаре р. Медини создал там крупную ешиву и возродил серьезное изучение Талмуда.

В этом тихом краю, далеком от мировых центров Торы, р. Медини сосредоточенно работал над своим основным трудом — обстоятельной талмудической энциклопедией, получившей название Сде хемед (Прекрасное поле). В этой книге, в соответствии с алфавитным порядком тем, были сформулированы основные талмудические термины, понятия и законы.

В 5659 /1899/ году, в возрасте шестидесяти пяти лет, р. Медини возвратился в город своего рождения — Йерушалаим, рассчитывая завершить здесь работу над книгой.

Он был принят в качестве законоучителя, обладающего высоким авторитетом, и из многих общин Святой Земли и диаспоры к нему стали обращаться со сложными алахическими вопросами. В 5661 /1901/ году руководители сефардской общины Йерушалаима обратились к нему с настоятельной просьбой: занять раввинской «трон» города, приняв почетный титул Ришон леЦион (Первый в Сионе).

«Приехав на Святую Землю, — писал р. Медини, — я рассчитывал, что мне придется вести жизнь одного из иерусалимских бедняков — лишь бы был кусок хлеба и одежда для всех членов моей семьи… Я ни в коем случае не собирался принимать на себя никакой общественной должности, ни малой, ни большой, не дай Б-г, чтобы сердце и ум были свободны для завершения моей работы над энциклопедией и чтобы другие заботы не отвлекали и не прерывали меня» (Гдолей адорот).

Спасаясь от окружающего его почета, а также от потока посетителей, приходящих с алахических вопросами, р. Медини перебрался в более тихий Хеврон, но и здесь не обрел покоя: вскоре он был избран главой сефардской общины города. С течением времени он создал в Хевроне начальную школу и ешиву, в которой давал уроки.

Р. Хаим-Хизкия Медини умер в Хевроне двадцать пятого кислева 5669 /1908/ года, в возрасте семидесяти четырех лет.

Через полтора года после его смерти жителей Хеврона потрясла тревожная весть — посетители городского кладбища обнаружили, что неизвестный, проникнув в склеп р. Медини, попытался вытащить тело праведника из могилы. Очевидно, звук приближающихся шагов спугнул злоумышленника, и он успел скрыться. Руководители общины, прибывшие на место происшествия, увидели, что тело праведника даже не затронуто тлением: оно было таким же, как и в день похорон, и саван, покрывавший тело, оставался белоснежно чистым, без единого пятна плесени (Гдолей адорот).

Талмудическая энциклопедия Сде хемед, над которой р. Медини работал на протяжении всей своей жизни, была издана в восемнадцати томах. Она до сих пор сохраняет свое практическое значение и используется не только в качестве всеобъемлющего справочника, но и как авторитетный алахический кодекс.

Многочисленные хидушим (аналитические заметки) р. Медини, относящиеся к Талмуду и кодексу Шульхан арух, собраны в книги Михтав леХизкия (Письмо Хизкии) и Ор ли (Мой свет) — последняя книга включает также его респонсы.

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Недельная глава Бо

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Рассмотрим, как начало главы разъяснено в книге р. Леви-Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви»