Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина. Магид из Дубны

Раби Яаков Кранц (1740-1804). «Даршан» поколения (проповедник, устный толкователь Торы, учитель). Под именем «Магид из Дубны» (магид — рассказчик, сказитель) был известен во многих местечках Литвы, Белоруссии, Польши. Давал свои знаменитые лекции даже в синагогах Берлина, куда стекались не только ортодоксальные евреи. Например, известно, что его дружбы добивался вождь «реформистов» Мендельсон.

Своей исключительной популярностью Магид был обязан не только блестящему таланту оратора, но и проницательному уму, обширным знаниям Торы и Талмуда, а также огромному опыту и здравому смыслу. Большую часть жизни странствовал из местечка в местечко, давая в синагогах уроки. Славился своим умением любую сложную тему объяснить просто, ясно и образно. Обладал незаурядным юмором и умением заставить смеяться или плакать любую аудиторию. Общался со многими известными людьми поколения. Так, состоял в дружеских отношениях с великим Гаоном из Вильны, в доме которого его принимали как члена семьи.

Свои уроки и истории Магид не записывал. Это сделали ученики и слушатели уже после его смерти. Главные из них: «Оэль Яаков» на Хумаш, «Коль Яаков» на Мегилот, «Эмет ле-Яаков» на Пасхальную агаду. Притчи и рассказы Магида, извлеченные из «Оэль Яаков», составили сборник «Мишле Яаков», который советуем прочитать каждому.

Рассказывают, что, когда Магид, будучи во Львове, давал короткие уроки после утренней молитвы, на них стекались толпы народа. Среди прочих на эти уроки регулярно приходил раввин города, автор известного труда «Йешуот Яаков», раби Яаков бен Цви-Ирш. Наступил элуль, месяц, когда евреи увеличивают молитвы, поскольку приближается Суд Всевышнего. Магид попросил раввина не заходить на его уроки, чтобы, как он выразился, «не расстраиваться перед учеными занятиями». Раввин счел предупреждение творческим преувеличением и, конечно же, явился на лекцию. Опоздал на пять минут, но застал зал синагоги полным плачущими людьми. Несколько минут крепился — однако не выдержал и громко разрыдался. Магид призывал к раскаянию. Ни одно еврейское сердце не могло устоять против этого призыва.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


В Торе сложно найти упоминание какого-либо растения лишь на простом уровне. Растение — это почти всегда символ, аллегория, намек на что-то более высокое. Например, символом рая является сад, Ган Эден, полный прекрасных растений. А каждое дерево в Ган Эден символизирует один из высших духовных замыслов... Читать дальше

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»

Тайная жизнь растений

Рафаэль Бен Лев

Есть ли у растений чувствительность? Многие научные открытия, совершенные в последние десятилетия с использованием новейших технологий и современной аппаратуры, оказывается, были предвосхищены много столетий назад еврейскими мудрецами и записаны в наших святых книгах. Неверующие люди не перестают удивляться и поражаться, но верующий еврей воспринимает эти факты совершенно естественно, понимая, что наша Традиция получена непосредственно от Творца Вселенной, который прекрасно осведомлен о законах своего мироздания

Суть Ту Бишват, краткий курс

Рав Ефим Свирский

Каббалистический смысл всех плодов

Законы седьмого года 1. Введение

Неизвестный автор,
из цикла «Законы седьмого года»

Сколько названий у шмиты?