Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Величайший раввин и мудрец Средневековья, Раби Моше бен Нахман

Раби Моше бен Нахман, другое принятое имя Нахманид; сокращенно Рамбан. Родился в 1194, в городе Герона, Кастилия, Испания, — умер в 1270, в Акко, Израиль. Великий средневековый ученый, талмудист, религиозный философ и кабалист. Тору учил у знаменитых «тосафистов» — раби Йеуды бен Якар (Сев. Франция) и раби Натана бен Меир (Прованс). На жизнь зарабатывал врачеванием. Был отлично знаком с философскими системами своего времени. Приняв активное участие в полемике, развернувшейся вокруг трудов Рамбама, пытался найти компромисс между двумя лагерями. До своего отъезда в Святую землю занимал пост главного раввина Каталонии. Известен как мужественный защитник иудаизма и еврейства на диспуте против христиан, участие в котором ему навязал арагонский король. Рамбан согласился выступить в полемике при условии, что ему будет гарантирована полная свобода слова. Диспут продолжался четыре дня. В виде явного поражения оппонентов король прервал дискуссию, с похвалой отозвавшись об аргументации Рамбана («Мир не слышал столь прекрасной защиты столь неправого дела»). После того как Рамбан опубликовал материалы полемики, орден доминиканцев обвинил его в поношении христианских идей. В 1266 году Рамбан был вынужден бежать из Испании.

Поселившись в Иерусалиме, восстановил синагогу и ешиву. Затем переехал в Акко, где руководил общиной после смерти знаменитого Йехиэля бен Йосефа Парижского. Похоронен Рамбан в Хайфе.

Из его многочисленных произведений самое значительное — комментарий на Хумаш. В отличие от многих других комментаторов, в нем он не столько занят толкованием текста Торы, сколько пытается обнаружить глубинный смысл в каждом ее высказывании. По его мнению, она содержит не просто рассказы о наших праотцах, но и пророчествует о событиях всей истории человечества, включая будущее — вплоть до дней Машиаха.

Известны его сочинения по еврейскому закону, комментарии к большинству трактатов Талмуда, а также новеллы о еврейской нравственности («Письмо к сыну») и др. Труды Рамбана и в наше время считаются обязательными во всех ешивах — наряду с трудами Раши, Рамбама и сборниками Тосафот.

Статья о жизни Рамбана в журнале «Мир Торы»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.