Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима.

Родился в литовском крае.

Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира.

В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса).

В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук (см.), впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля.

В 5649 /1889/ году р. Элияу-Давид лишился двух дочерей, одна из которых была женой р. Кука.

Перед тем, как выйти к похоронной процессии, р. Элияу-Давид, известный строгой пунктуальностью, задержался в своей комнате на целых двадцать минут. Позже он объяснил родным причину этой задержки. При выносе тела дочери он должен был, в соответствии с законом, произнести благословение «Барух Даян аэмет» (Благословен истинный Судия). Он знал, что, согласно словам мудрецов Талмуда, «в день беды человек должен благословлять Б-га с тем же чувством благодарности, что и в день радости», — однако он не чувствовал благодарности. Поэтому он заперся в своей комнате и стал вспоминать счастливые события своей жизни. Он вспомнил, какая радость переполняла его в день, когда родилась эта дочь — его первый ребенок. Лишь тогда, с возрожденной благодарностью в сердце, он вышел к похоронной процессии и произнес установленное благословение (Гдолей адорот).

В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края.

В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля.

Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант (см.), и р. Меир Ойербах (см.), возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422).

Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве).

На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города.

Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же).

В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы.

Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города.

с разрешения издательства Швут Ами


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.