Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима.

Родился в литовском крае.

Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира.

В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса).

В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук (см.), впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля.

В 5649 /1889/ году р. Элияу-Давид лишился двух дочерей, одна из которых была женой р. Кука.

Перед тем, как выйти к похоронной процессии, р. Элияу-Давид, известный строгой пунктуальностью, задержался в своей комнате на целых двадцать минут. Позже он объяснил родным причину этой задержки. При выносе тела дочери он должен был, в соответствии с законом, произнести благословение «Барух Даян аэмет» (Благословен истинный Судия). Он знал, что, согласно словам мудрецов Талмуда, «в день беды человек должен благословлять Б-га с тем же чувством благодарности, что и в день радости», — однако он не чувствовал благодарности. Поэтому он заперся в своей комнате и стал вспоминать счастливые события своей жизни. Он вспомнил, какая радость переполняла его в день, когда родилась эта дочь — его первый ребенок. Лишь тогда, с возрожденной благодарностью в сердце, он вышел к похоронной процессии и произнес установленное благословение (Гдолей адорот).

В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края.

В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля.

Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант (см.), и р. Меир Ойербах (см.), возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422).

Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве).

На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города.

Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же).

В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы.

Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города.

с разрешения издательства Швут Ами


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.