Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Иерусалим, Изучение Торы, Алия, Рав Александр Кац
Раби Ицхак-Йерухам бар Йеошуа-Лейб Дискин (5599—5685 /1839—1925/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из руководителей ашкеназской общины Йерушалаима.
Родился двадцать второго швата 5599 /1839/ года в г. Волковыске, на западе Белоруссии.
Изучал Тору под руководством отца, р. Йеошуа-Лейба Дискина (см.), возглавлявшего крупные общины Ломжи, Ковно (Каунаса), Шклова и Бриска (Бреста).
В пятилетнем возрасте Ицхак-Йерухам уже самостоятельно изучал Талмуд с комментариями Раши (см.) и тосафистов. А всего через четыре года, когда ему исполнилось девять лет, отец засвидетельствовал, что мальчик «разбирается во всех сложнейших разделах Талмуда».
На следующий день после своей бар-мицвы Ицхак-Йерухам отделился от своих друзей и в течение трех лет занимался Торой в уединении — не менее четырнадцати часов в сутки без перерыва (Ашалъэвет 5763 г., 24 с.6).
В возрасте шестнадцати лет он стал экзаменатором в ешиве своего отца в Ломже.
В шестнадцать лет он женился на дочери р. Захарии Залкинда из г. Динабурга (Двинска, ныне Даугавпилса). Вскоре после женитьбы ему предложили возглавить общину Ломжи, заменив отца, — но р. Ицхак-Йерухам наотрез отказался (там же).
В течение пятидесяти последующих лет он продолжал углубленные занятия Торой, ведя жизнь затворника в Динабурге, а позднее — в Умани.
В 5637 /1877/ году его отец, р. Йеошуа-Лейб Дискин, поселился в Йерушалаиме и стал фактическим главой ашкеназской общины города — «раввином для раввинов». Он основал в святом городе ешиву Оэль Моше (Шатер Моше), а затем и знаменитый «Сиротский дом Дискина». После его смерти, последовавшей в 5658 /1898/ году, его ближайшие ученики обратились к р. Ицхаку-Йерухаму с просьбой приехать в Землю Израиля и продолжить миссию своего отца (там же).
В месяце элул 5668 /1908/ года, после многолетних сомнений и колебаний, на семидесятом году жизни р. Ицхак-Йерухам прибыл в Йерушалаим. Он встал во главе ешивы и сиротского дома, основанных отцом.
В 5673 /1913/ году, когда умер р. Хаима Берлина (см.), возглавлявший ашкеназскую общину Йерушалаима, мудрецы святого города избрали на его место р. Ицхака-Йерухама — но он отказался от почетного назначения. Он стал, как когда-то его отец, «раввином для раввинов»: возглавивший общину р. Йосеф-Хаим Зонненфельд (см.) не предпринимал никаких серьезных шагов, предварительно не посоветовавшись с ним (там же с.7—8).
В 5678 /1918/ году евреи Йерушалаима, сохраняющие верность традиции, объединились в особую общину, названную Эйда харедит (Община богобоязненных). На учредительном собрании общины ее первым президентом (наси) был избран р. Ицхак-Йерухам, а главой раввинского суда общины — его ближайший сподвижник, р. Йосеф-Хаим Зонненфельд.
Эйда харедит была создана, чтобы противостоять быстро растущему влиянию «просветителей» и сионистов, сбросивших с себя «ярмо Торы». Р. Ицхак-Йерухам ясно понимал: конечная цель отступников заключается в том, чтобы искоренить все, связанное с Торой, из жизни евреев, — поэтому он решительно противился любым изменениям в традиционном общинном укладе, называя их «проломом в стене». Наряду с ведущими раввинами, в руководство Эйда харедит вошли восемнадцать известных профессоров и врачей, ратовавших за сохранение Йерушалаима в качестве святого города Торы. На состоявшихся в 5679 /1919/ году выборах в городской совет кандидаты от Эйда харедит получили большинство голосов.
Р. Ицхак-Йерухам Дискин умер двадцать девятого швата 5685 /1925/ года. Похоронен на Масличной горе.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению