Раби Исраэль бар Гедалия Лившиц (Тиферет Исраэль)8 марта 2019 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Выдающийся законоучитель и комментатор Мишны Далее |
Раби Давид бар Йеуда-Йюдл Лурия из Быхова9 ноября 2018 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Выдающийся комментатор Талмуда и мидрашей, один из духовных лидеров поколения Далее | |
Раби Йехезкель бар Ицхак-Айзик Ландо30 октября 2018 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Авторитетный законоучитель, глава раввинского суда г. Вильно (Вильнюса). Далее |
Раби Менахем-Мендл бар Барух из Шклова17 июля 2018 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Он подготовил к изданию комментарии Гаона на этический трактат Авот (Поучения отцов), на историческую хронику Седер олам (Хронология Вселенной) и на кабалистический трактат Сефер Йецира (Книга Творения). Далее | |
Раби Сеадья бар Натан-Нотэ из Вильно10 июля 2018 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Ближайший ученик Виленского Гаона, один из руководителей общины «литваков» в Цфате и Йерушалаиме. Далее | |
Раби Элияу бар Яаков Раголер3 мая 2018 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» По отцовской линии происходил от знаменитого раввина Праги и Познани р. Мордехая Яфе (Бааль Алевушим) Далее | |
Раби Ицхак-Айзик Хавер29 апреля 2018 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Выдающийся законоучитель и кабалист, с четырнадцати лет был учеником р. Менахема-Мендла из Шклова. Далее | |
Раби Менаше бар Йосеф из Элеи1 апреля 2018 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Родился в городке Сморгонь, юго-западнее Вильно (Вильнюса). Его отец, р. Йосеф, был раввином городской общины и главой ешивы. Далее | |
Раби Барух бар Яаков Шик из Шклова22 марта 2018 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Раби Барух бар Яаков Шик из Шклова — знаток Торы и естествоиспытатель. Далее | |
Раби Йеошуа бар Цви-Гирш Цейтлин8 марта 2018 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Законоучитель и меценат, родом из Шклова Далее | |
Раби Биньямин бар Шломо-Залман Ривлин29 марта 2012 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Вместе с р. Цейтлиным способствовал превращению Шклова в духовный центр евреев Белоруссии и Литвы — второй по значению после Вильно (Вильнюса) Далее | |
Магид из Дубно25 августа 2011 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Раввин Кранц снискал известность как проповедник, который облекал свои выступления в форму притч. Это позволяло донести самые сложные философские концепции до любого слушателя, даже самого неподготовленного. Р. Кранц не боялся давать советы даже Виленскому Гаону, которого он призывал не сидеть взаперти целый день. Далее | |
Виленский гаон17 ноября 2009 года, Рав Реувен Пятигорский, из цикла «Великие раввины» Биография раввина Далее | |
Раби Исраэль Ашкенази из Шклова6 апреля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Предание свидетельствует, что в Йерушалаиме раби Исраэль удостоился открытого чуда. В год засухи запасы хлеба закончились и община находилась на пороге голодной смерти. В довершение всех бед община не получила денежной поддержки, ожидаемой из Европы. Перед праздником Песах раби Исраэль созвал старейшин общины, чтобы обсудить положение, — ведь евреи даже не могли испечь мацу для выполнения заповеди. После этого собрания ему сказали, что его ожидают несколько арабских купцов. Арабы сообщили, что им удалось купить большую партию зерна, и они готовы перепродать весь товар. Раби Исраэль объяснил им, что сейчас не располагает деньгами, но, к его удивлению, купцы заявили, что готовы положиться на честное слово раввина. Не попросив даже аванса, они передали раби Исраэлю зерно и сазали, что вернутся за деньгами позднее. Община было спасена от гибели, — а «арабские купцы», которых так ждал получивший деньги из Европы раби Исраэль, никогда уже вернулись (Маасей авотейну, Микец). Далее | |
АЛТЕР РЕБЕ — Раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд23 января 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» | |
Рабби Хаим из Воложина1 марта 2006 года, С. Бернфельд Религиозное чувство — вещь весьма шаткая и неопределённая. От такого чувства, если оно станет основой религиозной жизни народа, очень легко перейти к пренебрежению Торой и Мицвот. Далее |
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»