Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В своих повседневных трудах помни следующее: не делай ничего, что запрещено, а то, что разрешено, не делай с чрезмерной поспешностью»Раби Исраэль Рижинер
Тема

Пуримшпиль

Пуримшпиль — так называется традиционное еврейское юмористическое представление или сценка, которую разыгрывают в еврейский праздник Пурим. Отсюда и название: «пуримшпиль» переводится с идиш как «пуримская игра».

Оглавление

Зарождение и эволюция пуримшпилей [↑]

Пуримские представления давались уже в период гаонов, то есть в раннее Средневековье. В день праздника сжигали чучело Амана, изготовленное из дерева и тряпок. Особенно привились подобные представления в Италии, где устраивались настоящие маскарады. Средневековым еврейством была создана целая литература разных шуточных стихотворений и пародий, распевавшихся в этот день молодежью. Эти пародии и сатиры были написаны как на иврите, так и на разговорных языках евреев Европы — на идише и ладино.

Пуримшпиль как самостоятельный жанр появился позже, около XVI века в Германии, потом попал в Польшу вместе с эмигрантами и вскоре распространился по всей Европе. Сохранился рукописный экземпляр пуримшпиля, датированный 1697 годом. Первый печатный пуримшпиль вышел в 1708 году. До нас дошло лишь несколько десятков печатных и рукописных текстов пуримских представлений, поскольку культура пуримшпиля на протяжении веков оставалась преимущественно устной. Тексты пьес и песен передавались внутри семьи или от учителя к ученику. А поскольку не все исполнители отличались идеальной памятью, сценарии нередко оставляли место для импровизации: «Входит Мордехай и говорит то, что говорит… Входит Аман и отвечает то, что отвечает…»

Изначально пуримшпиль был короток и прост и исполнялся одним или несколькими актёрами прямо во время праздничной трапезы. К началу XVIII века тексты пуримшпилей начали приобретать характер сатиры и превращаться в драматические постановки с многочисленными ролями, музыкальным сопровождением и текстом в несколько тысяч рифмованных строк.

Актеры стали наряжаться в костюмы, причём мужчины даже переодевались в женское платье, что в обычной ситуации категорически запрещено еврейским законом. Но поскольку в Пурим, переодеваясь в женское платье, мужчина желает только исполнить заповедь веселиться, этому не препятствовали. Подробнее о пуримшпильских костюмах пишет рав Лейб-Нахман Злотник.

Но вот тексты самих спектаклей были часто полны не только юмора и сатиры, но и откровенного богохульства, что вынуждало раввинов осуждать и запрещать такие выступления. А когда в 1708 году во Франкфурте был опубликован «Ахашверейш‑шпиль» («Действо об Ахашвероше»), руководство общины распорядилось конфисковать и публично сжечь весь тираж.

Первыми пуримшпилерами в Российской Империи были студенты ешив, которые ставили в местечках самодеятельные представления на тему «Свитка Эстер». Мордехай, Эстер, Ахашверош, Аман были (и остаются до сих пор) традиционными персонажами таких постановок. Жители местечек с удовольствием посещали эти спектакли и премировали актеров деньгами или сладостями.

В течение всего дня и праздничного вечера пуримшпилеры ходили по дворам и там разыгрывали свою пьесу при «устных декорациях», но в театральных костюмах и в гриме. Целиком пуримшпиль исполнялся только в домах зажиточных хозяев, где можно было рассчитывать на лучшее вознаграждение или более обильное угощение. В остальных домах представлялись две‑три короткие сцены.

К середине XIX века в России пуримшпили стали обретать «злободневность»: Ахашверош стал похож на русского царя, а Аман — на какого-нибудь министра-антисемита.

Катастрофа, уничтожившая идишскую культуру, унесла с собой и пуримшпили. Уцелевшие восточноевропейские евреи, оказавшись после войны в Израиле, США, Южной Америке, не стали там возрождать пуримшпили — кроме бобовских хасидов, живущих преимущественно в Нью‑Йорке.

«Отказники» 70-80 годов XX века вдохнули в пуримшпиль новую жизнь. Оторванные от еврейской традиции, они впервые стали писать и ставить пуримшпили на русском языке в жанре «капустника», столь популярного в среде интеллигенции того времени, а также включать в свои представления авторскую песню.

Советские (или точнее — антисоветские) пуримшпили игрались в переполненных частных квартирах и иногда заканчивались вторжением милиции или КГБ и арестом участников и зрителей.

Пуримшпиль — это спектакль? [↑]

Как известно, театр как порождение Древнего Рима абсолютно чужд еврейскому мировоззрению. Римский театр был жестоким зрелищем, возбуждавшим самые низменные чувства, и подчас убийство актеров-рабов было частью сценария. Более современный европейский театр, лишенный древнеримской жестокости, тем не менее несет в себе враждебную нам культуру Эдома, с ее вечным поиском новых идолов, смещенными ценностями и отсутствием скромности.

Но что есть пуримшпиль как не театральная постановка? Почему же дозволяется евреям такое, казалось бы, нееврейское действо? Спектакль этот показывается только раз в году, в тот особенный для евреев день, когда все происходящее пропитано атмосферой «вэ-наафох у» (и обернулось, перевернулось оно). История Пурима свидетельствует о том, как задуманное врагами евреев зло обернулось добром.

Так же и мы, выполняя предписание «пировать и веселиться» в этот день, старательно «переворачиваем» все, что можно. При этом, насмехаясь над Аманом, Ахашверошем и Вашти, современные сценаристы пуримшпилей остерегаются «лашон а-ра», не допускают оскорблений и унижений людей и помнят о глубоком значении праздника Пурим, когда физические радости поднимаются до высшей святости.

Пуримшпиль сегодня [↑]

С течением веков жанр пуримшпиля претерпел множество изменений, но его юмористическая оставляющая и связь со Свитком Эстер остается неколебимой.

И в наши дни, особенно в ашкеназских общинах, в ешивах, хейдерах и просто в домах религиозных евреев традиция пуримских театрализованных представлений жива. Ешива «Толдот Йешурун» также ежегодно устраивает пуримшпили к радости и веселью как участников, так и зрителей.

Выводить материалы