Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Голос — это общее, речь — это деталь» (Зоар). «Есть разница между голосом и речью: речь объясняет смысл, а голос — это звук, порождаемый волей человека и еще не облеченный в смысл» (р. Авраам сын Виленского Гаона)

Голос стоит между мыслью и речью

Выше мы объяснили, что сущность речи — опускание и связывание мысли — производной чистой души — со структурой тела. Для мысли это спуск вниз, и как мы говорили, это этап, на котором новорожденный забывает Тору, которую он учил в утробе матери. Для речи существует опасность спуститься еще ниже, полностью оторваться от мыслительной системы и «уйти в изгнание».

Но существует вещь, которая связывает речь и ее корень, мир мысли. В его силах пробудить речь и самого говорящего и вернуть их к своему святому корню. Это голос.

В понятии голоса мысль еще не ограничилась и не определилась на частности и на ясные высказывания. Голос выражает внутреннюю суть человека, его духовную часть, когда он прорывается из тела и высказывает себя в наиболее чистом, высоком и внутреннем аспекте, что может быть выражен через телесные структуры.

«Три голоса расходятся от одного конца мира до другого… и голос души, выходящей из тела, а некоторые говорят: и роды» (Йома 20). «Человек приходит в мир, голося, и уходит, голося» (Коэлет раба 5). Этот голос, проходящий от одного конца мира до другого, выражает душу как таковую в момент ее вхождения в темницу тела или освобождения от него. В этом мощь концепции голоса; это точка соединения (ведь голос — начало речи как таковой) души с телом.

Голос Мироздания

Приводится в Мидраше: «Благослови, душа моя, Г-спода»: почему Давид восхваляет Всевышнего душой? Сказал он: «Как душа наполняет тело, так Всевышний наполняет мир. Как душа несет на себе тело, так Всевышний несет на Себе мир. Как душа едина в теле, так Всевышний един в Своем мире. Как душа не ест и не пьет, так Всевышний не ест и не пьет. Как душа чиста, так Всевышний чист, ибо Он — выше Своего мира. И как душа видит, но невидима, так Всевышний видит, но невидим. Сказал Давид: Пусть придет душа, в которой есть все эти качества, и прославит Всевышнего, у Которого есть все эти качества».

Эта параллель может многому научить нас относительно голосов и речений при даровании Торы у горы Синай. У человека голос выражает душу в общем смысле, а речение — в частном. Так и в даровании Торы: голос выражал раскрытие воли Творца в общем, а речения, Десятисловие — в частном. Как голос есть корень речи у человека, так голос есть корень Десятисловия: «Десять речений все одновременно (в одном голосе) вышли из уст Всемогущего, что невозможно для человека» (Танхума, Итро 11).

Если углубиться в этот вопрос, мы обнаружим параллель между голосом и речью, с одной стороны, и Письменной и Устной Торой, с другой. «Принцип таков: голос — это общее, и это мужское начало, Хесед. А речения — частное, и это Суд, женское начало. И это Письменная и Устная Торы» (р. Авраам сын Виленского Гаона). Голос — это Письменная Тора, а речь — Устная. Суть такова: Письменная Тора — это раскрытие состороны Дающего, Творца. А Устная Тора — это восприятие Письменной Торы получающими. Постижение получающих, по самой своей сути, ограничено и определено.

Виленский Гаон пишет: «Ибо Письменная Тора — в имени Авайе, так как оно пишется. 24 книги Танаха и две скрижали Завета, всего 26 — как числовое значение имени Авайе. А Устная Тора — в имени Господства (А-до-най), как оно читается. В Мишне 65 трактатов, по числовому значению имена А-до-най». См. также Рамбан, начало раздела Ваэра о пророчестве Моше, которое было на уровне раскрытие имени Авайе. См. далее гл. 11.

Начало раскрытия Торы происходило через голос, и так же будет в Грядущем

Голос, который прорвался при стоянии у горы Синай, пришел открыть внутреннее содержание мироздания. Мир (олам — от слова ээлем, сокрытие) в управлении природы, которое было введено при сотворении мира, скрывает волю Творца. У горы Синай раскрылся голос мира, воля Всевышнего — Тора. Она — духовный корень мира («Смотрел в Тору и творил мир»), и когда голос разделился на частности, мы услышали Десятисловие, которое является общим принципом всей Торы. Десятисловие есть внутреннее содержание Десяти речений, которыми сотворен мир.

И подобно тому, как начало рождения речи мироздания происходило через голос, так и в конце «Шести тысяч лет», в конечной точке процесса, начало раскрытия будет через голос: «В шестой год — голоса, в седьмой — войны, начало избавления» (Мегила 17). «Голос друга моего, вот он идет — это голоса, которые придут в будущем перед раскрытием Машиаха» (Мидраш зута).

После этого мы удостоимся раскрытия, которое называется «Пусть целует меня поцелуями уст своих» (Песнь Песней 1:2). «Дал им Тору и говорил с ними лицом к лицу, и эти ласки все еще приятнее для них любого другого блаженства. И Он обещал еще раз явиться им, разъяснить им тайну ее (Торы) смыслов и скрытые ее секреты, и они молят Его выполнить это обещание. Это и есть “Пусть целует меня поцелуями уст своих” (Раши)».


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.