Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кастрюля, за которую отвечают двое, не нагреется и не остынет.»Вавилонский Талмуд, Эрувин 3а
Тема

Долголетие

Долголетие — это подарок Вс-вышнего. Истинное долголетие ожидает праведников в Грядущем мире. Известно, что есть праведники, умершие молодыми, и злодеи, прожившие долгую жизнь. Мудрецы упоминают в Талмуде «рецепты» долголетия.

Допотопные долгожители

Кто не хотел бы жить долго? И в общественной молитве мы просим об этом, и в личной, и желаем другим, и надеемся сами — хотя бы увидеть своих правнуков. Первые люди на Земле жили по несколько сот лет!

Читаем в Берешит 2:17: «…ведь в день, когда поешь от него (от плодов Дерева познания добра и зла), смертью умрешь». Рамбан в своем комментарии объясняет: «Древо Жизни — это дерево, плоды которого дарят долголетие. Плоды же Древа Познания Добра и Зла делают человека смертным». Итак, человек стал смертным, совершив первый грех. Но годы жизни людей, живущих до Потопа, поражают.

Адам прожил 930 лет, Шет — 912, Энош — 505, Кейнан — 501 год, Меалалель — 495, Йеред — 562, Ханох — 365, а Метушелах, живший на свете дольше всех, — 969 лет.

Существует несколько объяснений столь огромной продолжительности жизни. Во-первых, таким долголетием обладали только некоторые (то есть те, кто упомянут в тексте Торы), большинство же жили гораздо меньше. Есть мнение, что годы исчислялись по лунному календарю.

Некоторые полагают, что долголетие объясняется здоровым образом жизни, растительным питанием и первоначальным воздержанием от разврата. После потопа, начав употреблять в пищу мясо животных, люди заплатили за это долголетием. Кроме того, после потопа радикально изменилась среда обитания человека. Многие считают, что это была удивительная особенность «допотопных» людей. Наконец, ещё одна точка зрения гласит, что годы, упомянутые в Торе, не являются буквально годами жизни соответствующего человека, но являются мерилом его духовного влияния на потомков.

Ноах умер, когда ему было 950 лет. В поколении Арпахшада, внука Ноаха, доживали лишь до четырехсот лет, в поколении Пелега — до двухсот с небольшим, в поколении Авраама — до ста, а затем — и еще меньше (Рамбан, Берешит 5:4). Есть ли возможность достигнуть долголетия в нашем поколении?

До 120!

В Торе сказано (Берешит 6:3): «И сказал Г-сподь: да не борется дух Мой в человеке вечно, потому что он плоть; пусть будут дни его сто двадцать лет».

Значит ли это, что жизнь человека будет ограничена ста двадцатью годами? Ведь и Моше-рабейну, самый совершенный из людей, о котором Вс-вышний сказал (Шмот 23, 26): «…число дней твоих сделаю полным», прожил 120 лет (Дварим 34, 7). На этом источнике основан обычай желать ближним долголетия: «До ста двадцати».

Как же тогда возможно существование долгожителей — тех, кто преодолел этот возрастной рубеж? Да и в самой Торе говорится о людях, которые прожили — уже после Потопа — более 120 лет.

Можно было бы сказать: в Торе речь идёт о большинстве людей, но, конечно, не исключается возможность того, что некоторые люди проживут дольше 120 лет.

Однако Ибн-Эзра указывает на проблематичность такого понимания. Он пишет: «Шем жил шестьсот лет, и все поколения после него жили очень долго, до поколения Пелега». Поэтому Ибн-Эзра утверждает, что этот стих следует понимать в соответствии с переводом Онкелоса: Вс-вышний говорит, что даёт людям этого поколения отсрочку в 120 лет; если они за это время не раскаются, Он наведёт на них потоп.

Так же переведён этот стих и в Таргуме Йонатана, так его объясняет и Раши. Тогда получается, что из этого стиха не учат, что срок жизни людей после Потопа будет ограничен.

Долголетие в этом мире и в грядущем

Царь Шломо утверждает в Мишлей (3:1-2), что те наставления и заповеди Торы, которые он передает в своей «Книге Притчей», прибавят долголетие, годы жизни и мир тем, кто будет их придерживаться. И там же говорится (Мишлей 3:16), что «долголетие — в правой руке Его, в левой — богатство и почёт».

Талмуд в трактате Шабат даёт следующее объяснение этому стиху Писания: «Придерживающимся правой стороны даётся долголетие, и тем более богатство, и почёт; придерживающимся левой стороны даётся богатство и почёт, но не долголетие». И объясняет здесь же Раши, что придерживающиеся правой стороны — это действующие «во имя Небес», а придерживающиеся левой стороны — это действующие «не во имя Небес». А продление дней — это грядущий мир, долгий длящийся день, полный непрерывного блага.

И видимо, совет царя Давида в Теилим (34:13-14), обращенный к «человеку, желающему жизни, любящему долголетие», относится также к долголетию грядущего мира: «Стереги язык свой от зла и уста свои — от лживых слов. Не совершай зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему».

Рамбам в первом параграфе «Законов раскаяния» объясняет, что главную награду за исполнение заповедей люди получают в грядущем мире. И то долголетие, обещание которого мы видим в Торе за выполнение заповеди «шилоах а-кен» — «Чтобы удостоился ты благополучия и долголетия» (Дварим, 22:7) — это не годы жизни на земле, а вечная жизнь в мире будущем.

Годы в подарок

В нашей традиции «нормативной» продолжительностью жизни считается 70 лет. Царь Давид говорит в Теилим (90:10): «Дни лет наших — семьдесят лет, а если сильны — восемьдесят лет». И каждый год и даже день сверх этого — мы как бы получаем в подарок. Именно в подарок, а не в качестве награды или платы. Основная награда за выполнение заповедей Торы — в будущем мире.

И даже когда Тора уточняет, что речь идет именно о земных годах жизни: «Уважай отца и мать, и продлятся дни твоей жизни на земле, которую Господь Бог дает тебе» («Шмот», 20:12) — мы не воспринимаем этот пасук как «контракт с Вс-вышним». Объясняют мудрецы: именно за уважение к родителям даруются долгие годы жизни, потому что тот, кто уважает своих родителей, уважает и Творца. И Творец может подарить уважающему Его долголетие.

Долголетие праведников и злодеев

Почему одни люди умирают рано, а другие живут долго — на этот вопрос нет однозначного ответа. Срок жизни человека определяется совокупностью выполнения им тех задач, ради которых душа данного человека приходит в этот мир. И ни одному человеку не дано определить, выполнил ли он свои задачи. И уж, тем более, никто не знает этого о другом человеке.

Сказано в Коэлет (7:15): «Есть праведник умирающий в своей праведности, а есть злодей долгожитель». И тем не менее, праведность и долголетие несомненно связаны. Праведник, постоянно пребывающий в страхе греха и трепете перед Б-гом, трудится над Торой и исполняет заповеди. На первый взгляд, это естественная причина того, что его тело должно слабеть. Но, в действительности, все наоборот: его праведность дает ему жизнь, становится причиной долголетия.

Об этом пишет раби Авраам ибн Эзра: «Мы знаем, что каждому даровано некое время, определённый срок жизни, зависящий от врожденных телесных качеств… Если же человек приблизится к Б-гу, его телесные качества укрепятся силой души, и тогда он сможет прожить дольше изначально отведенного ему времени, ибо сказано в Торе, что трепет перед Б-гом прибавляет дней: “число твоих дней исполню” (Шмот 23:25)». Трепет перед Б-гом становится духовной причиной, прибавляющей человеку сил и долголетия.

И наоборот — злодеи, не страшащиеся дня Суда, не стараются служить Б-гу и не трудятся над Торой и заповедями. На первый взгляд, у них есть все естественные причины жить долго. Но их злодейство становится причиной убывания их сил: «а годы злодеев сократятся» (Мишлей 10:27).

При этом некоторые величайшие мудрецы и праведники умирали молодыми: Ари и раби Нахман из Брацлава прожили всего по 38 лет, Рамхаль — 40 лет, раби Моше Кордоверо — 48. Причины этого скрыты от нас.

«Берегите очень ваши души…»

Тора предписывает нам: вэ-нишмартэм мэод лэ-нафшотэйхем — «Берегите же очень души ваши…» (Дварим 4, 15, см. комментарии) — т. е. делай все, чтобы помочь самому себе и жить здоровой, полноценной жизнью. Наша жизнь, наше тело — подарок, который дал нам Вс-вышний, и мы должны относиться к нему с большой бережностью и любовью, чтобы оно прослужило нам как можно дольше.

Если нам известно, что какие-то наши действия могут привести к сокращению жизни, мы обязаны их всячески избегать. Например, в наше время доказано, что дурные привычки, такие как курение, прием наркотиков и чрезмерное употребление алкоголя приводят к необратимым последствиям и становятся причиной преждевременной смерти. Поэтому мы не имеем права относиться к этому легкомысленно, и обязаны вести здоровый образ жизни.

Также нам запрещено подвергать свою жизнь опасности, занимаясь экстремальными видами спорта, пренебрегая правилами дорожного движения и другим предписаниями — например, указаниями о том, как вести себя при чрезвычайных ситуациях.

Рамбам, который был не только выдающимся мудрецом Торы, но и великим врачом, еще в 12-м веке разработал принципы здорового образа жизни, которые актуальны и сейчас.

Среди многочисленных советов Рамбама есть, например, такие. Рекомендуется не есть, если человек не был голоден, не пить, если нет чувства жажды. Перед едой следует очистить тело от отходов жизнедеятельности, а во время еды — не переполнять желудок. Пережевывать пищу следует много и медленно.

Виноград, арбузы, огурцы и другие послабляющие продукты надо употреблять отдельно от остальной еды. Употребление крепящих продуктов (гранатов, яблок и т.д.) надо уменьшить и съедать их близко к ужину. Не надо есть перед сном.

Начинать трапезу надо с легкой пищи и только затем перейти на более тяжелую — мясо, птицу и т.д. Летом следует употреблять холодную пищу и уменьшить количество специй, а зимой — есть горячее и использовать специи. Рамбам рекомендует спать не менее 7-8 часов в сутки и включить в свое ежедневное расписание физическую активность. Также Рамбам пишет, что супружеские отношения требуют много усилий и энергии, и чрезмерность в этом вопросе убивает человека.

Придерживаясь рекомендаций вести здоровый образ жизни, мы выполняем заповедь беречь свои души и делать все, зависящее от нас, чтобы продлить свою жизнь.

Секреты долголетия

Великий учитель Торы раби Прейда отличался большой скромностью и терпением: объяснял ученикам непонятные места по много раз. Однажды ему попался юноша, которому требовалось объяснять по 400 раз! За такое невероятное терпение раби Прейда был вознагражден Вс-вышним. С неба раздался Голос:

«Чего ты хочешь: прожить на 400 лет дольше, чем было тебе предопределено, или чтобы все евреи твоего поколения — были вместе с тобой удостоены доли в Будущем мире? Выбирай!» Раби Прейда выбрал Будущий мир для всего своего поколения, и за это удостоился и того, и другого. К его жизни были добавлены 400 лет, а все евреи, живущие в его поколении, попали в Олам Аба.

В Гмаре приводятся и другие «рецепты» того, как продлить свои дни. Например, сказано в трактате Шабат (105 б): «Кто медлит с произнесением поминальной речи (на иврите — эспед) над могилой знатока Торы, тот лишается долголетия».

А в другом месте указывается, что обещано долголетие тем, кто регулярно анализирует свои поступки и прощает в душе всем обидевшим его.

Известно, что сгулой на долголетие является еженедельное чтение недельной главы трижды: дважды — в оригинале, а третий раз — в переводе Онкелоса.

Последние буквы слов «זקן בא בימים» (закен ба ба-ямим — старец, достигший долголетия) — это те же буквы, которые составляют слово אמן (амен). Этим подчеркивается, что отвечающий амен с должной каваной (концентрацией мысли), удостаивается долголетия (Минхат Яаков).

Про некоторых мудрецов и праведников, отправившихся в Небесную ешиву в весьма почтенном возрасте, Традиция доносит до нас, за какие заслуги они удостоились долгих лет жизни. Пинхас, например,— за спасение всего народа Израиля (Сфорно,Бемидбар 25:12).

Праведник и знаток сокровенной мудрости Раби Нехунья бен Акана на вопрос учеников, в заслугу чего он получил дар долголетия, ответил: «Я никогда не стремился возвыситься, унижая других и всегда охотно делился своим имуществом» (Мегила 28а).

Выдающийся праведник и мудрец Раби Зейра в ответ на аналогичные расспросы учеников, сказал, что «никогда в жизни не придирался к своим домашним и никогда не проходил четырех локтей без тфилин и не размышляя о Торе, и ни разу в жизни не задремывал в доме учения, и не разу не радовался несчастью своего ближнего» (Мегила 28а).

Рабби Шимон из Рославля, тоже проживший долгую жизнь, говорил: «Если человек все время жалуется, что в мире нет справедливости, то Вс-вышний вынужден забрать его душу и, открыв ему прошлое и будущее, показать: все, что происходит в этом мире, справедливо. Я же никогда не жаловался, потому Вс-вышний не должен был забирать мою душу раньше времени…»

Наставник ортодоксальной общины в США, глава ешивы «Тора Ведаат» раби Яаков Каменецкий говорил, что с тех пор, как он вырос настолько, чтобы осознавать, что такое ложь, он ни разу в жизни не сказал неправды, и именно благодаря этому Вс-вышний подарил ему здоровье и долголетие.

Да удостоимся и все мы долгих лет жизни!

Выводить материалы