Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Карьера

Карьерой называют продвижение вверх по служебной лестнице. С точки зрения иудаизма, карьера — духовно чуждая и не нужная евреям погоня за чинами и выгодами. В современном обществе важность карьеры несоразмерно раздувается. Рост, к которому стремятся евреи — духовный, а не служебный.

Оглавление

Карьера и современное общество [↑]

Слово «карьера» пришло в русский язык из итальянского, где «сarrera» означает — «скачки», «гонки», «бега». Пристало ли нам, евреям, участвовать в скачках, да еще в качестве лошадей, а не наездников? Для тех, кто немного знаком с иудаизмом, вопрос риторический. Бывает, иностранные заимствования меняют свой изначальный смысл. Что же говорит о карьере словарь Ушакова? Он определяет это слово как движение к внешним успехам, славе, выгодам, почету. Слова «внешний», «выгода», «почет» уже наводят на мысль о несоответствии между еврейским мировоззрением и карьерными стремлениями.

Интересно, что современные словари убрали отрицательную коннотацию слова «карьера» и утверждают, что это лишь «успешное продвижение в какой-либо области деятельности». Такая подмена понятий типична для нашего общества пост-модернизма, где эгоизм стал называться «заботой о своем внутреннем мире», нескромная одежда — «женственной», а религиозность — фанатичностью.

В последние полтора века значение семьи постоянно снижается, а важность карьеры несоразмерно раздувается. Современное общество справедливо характеризуется как общество людей, стремящихся сделать карьеру и завоевать определенное общественное положение. Скрыв истинный смысл понятия карьеры, общество навязывает нам карьерные скачки и гонки под предлогом заботы о нас и нашем «росте» и «продвижении».

Чтобы добиться успеха на карьерном поприще, человеку приходится пожертвовать многим. Он должен отказаться от своих ценностей, друзей, семьи и быть готовым менять свою манеру поведения: научиться «подсиживать», навязывать свои услуги, рекламировать себя, идти по головам, устранять конкурентов. Но каков конечный результат и кто оказывается победителем? Такие состязания по сути лишь изматывают участников, не принося удовлетворения.

Прежние поколения не знали этой вечной погони за социальным успехом. Каждый знал свое место в обществе и был этим местом доволен. Сын каменщика знал, что он тоже будет каменщиком; сыну фермера тоже предстояло возделывать землю. Ныне каждый из нас стремится превзойти своего отца, и то, что было вполне хорошо для нас в годы нашей юности, уже недостаточно хорошо для наших детей.

В обществе, приверженном погоне за материальным благополучием, слепо служащем Маммоне, ни Б-г, ни вера не считаются чем-то действительно ценным. Религия становится предметом шуток. Как же мудр был пророк Моше, предсказывая эти времена, предрекая именно то, что происходит сегодня: «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Б-га, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего. …А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Б-га, создавшего тебя» (Дварим 32:15,18).

Работа и заработок [↑]

Если бы евреи не забывали Б-га, то они поняли бы, что карьера им не только духовно чужда, но и не нужна — потому что сам Творец заботится о каждом своем создании и дает ему то, что ему необходимо. Заповедь благословлять после еды — Биркат аМазон — напоминает нам, что средства на пропитание попадают в наши кошельки не в заслугу собственных усилий, а постоянно посылаются щедрой и заботливой рукой Творца: «Раскрывает Он руку Свою и насыщает все живое согласно желанию его».

Понятия «работа» и «заработок» обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. И действительно, на первый взгляд, только путем упорного труда можно достигнуть финансового успеха. Однако с точки зрения иудаизма это не так!

Заработок, средства к существованию посылаются человеку Свыше по милости Вс-вышнего. В Талмуде говорится (трактат Бейца 16а): «Пропитание человека устанавливается ему от Новолетия до Новолетия, кроме затрат на соблюдение Субботы и обучение детей Торе». Всё, что касается пропитания, присуждается человеку во время суда в Рош а-Шана — еврейское Новолетие, когда Творец мира по результатам прошедшего года выдает все ресурсы для года наступающего.

Необходимость в работе, в нелегком физическом труде — это всего лишь стороннее условие, без исполнения которого невозможно «переправить» установленное благо «с Небес на землю».

Если необходимость в работе — не первопричина достатка, а только внешнее условие (исполнение проклятия), тогда чрезмерное старание не приведет к большему результату! А что есть карьерная гонка как не исполнение этого проклятия?

Работа без карьеры? [↑]

Главная работа еврея — служение Вс-вышнему. Как зарабатывать на жизнь — не должно становиться смыслом нашего существования. На первом месте у нас всегда — еврейские ценности: Тора, заповеди, духовный рост, семья, а работа — лишь средство для поддержания жизни. Такой подход принципиально отличается от общепринятого сегодня подхода, где работа — дело жизни, а карьера, карьерный рост, накопление материальных благ — смысл её.

Еврейский идеал — служить Б-гу, изучать и претворять в жизнь Тору, по возможности минимально отвлекаясь на другое. В реальности далеко не у всех это получается, но будет легче к этому стремиться, если не забывать наставление мудрейшего из людей — царя Шломо (Мишлей 3:6): «Во всех путях твоих познавай Его (Вс-вышнего)» — как объяснили наши мудрецы: «Пусть будут все деяния твои во имя Небес», т.е. не только заповеди, но и самые обыденные материальные действия должны сопровождаться соответствующим намерением. Так и в работе, если человек работает из-за жажды к деньгам, ради карьеры, почета и т.д., он очень далек от совершенства.

Если человек работает, чтобы содержать себя и свою семью, чтобы была у них возможность соблюдать заповеди, чтобы заработанными деньгами поддержать неимущих, — такая работа свята. Кроме того, работа сама по себе может быть служением и нести благо: учитель, врач, строитель каждый день ощущают, что своей работой они меняют мир к лучшему.

Подобные мысли во время работы придают самым простым и обыденным действиям необыкновенную глубину, они возвышают человека и помогают ему достойно исполнять возложенные на него обязанности. А тот, кто честно и ответственно относится к своему труду, ежедневно освящает Имя Творца и накапливает колоссальные заслуги. Награда за них не сравнится с карьерными достижениями.

Выводить материалы