Из цикла «Даат тфила», темы: Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«А после нее идет бина, — ведь после получения законов мудрости от Б-га обладатель бины (понимания), то есть способный выводить одно из другого, сможет поразмыслить над полученной мудростью, понять ее смыслы и вывести одно постижение из другого» (Мальбим).
«Бина — самостоятельное понимание на основе выученного» (Раши). Ученик воспринимает мудрость. Он размышляет над сутью вещей, открывшихся ему. Слово бина происходит от бейн, внутри, — глубокое проникновение в суть идеи. Определение ее границ и называние имени ее содержанию. Ее контекст и соотношения, выводы из нее: что можно построить на ней, и какое новое знание вывести. В чем она противоречит другим идеям. Бина — это восприятие содержания и смысла.
Бина есть инструмент, посредством которого человек воспринимает мудрость. Подобно дому (буква бет — байт — бина), который является орудием для хранения его внутреннего содержания посредством ограничения и установки ограды.
Бина сохраняет хохму (мудрость) в человеке. Она приправляет ее, подобно соли, делающей съедобным мясо. Понимание смысла идеи позволяет ей остаться и крепко засесть в сознании человека.
«У меня совет и мудрость; я разум, у меня сила» (Притчи 8:14). Сила восприятия Торы — это бина: «Даже если человек читает Писания, и повторяет Мишну, законы, агаду, и все порядки сотворения, но нет у него понимания (бины) — его Тора ничего не стоит» (Мидраш букв раби Акивы).
Маараль (Дерех Хаим, там же) объясняет установку «воспитывайте много учеников» в свете понятия бина. Речь идет о преумножении различных мнений, подходов, возможностей и путей, — ведь у каждого человека — свое понимание. Отсюда рождаются открытия в Торе в каждом поколении, в этом тайна преумножения Устной Торы.
«Слова мудрецов — подобны стрекалам и вбитым гвоздям, собирателям даны от Единого Пастыря» (Коэлет 12:11). «Как гвозди: бывает недостает гвоздя, но не бывает лишнего, — так и слова Торы: их может недоставать, но не может быть лишних». «Собиратели» — это мудрецы, которые собираются группами (и обсуждают различные предметы).
Одни объявляют нечто нечистым, а другие — чистым; одни объявляют его запрещенным, а другие — разрешенным; одни объявляют его некошерным, а другие — кошерным. Возможно, человек скажет: «Но если эти объявляют нечистым, а эти — чистым, эти запрещают, а эти разрешают, эти считают некошерным, а эти кошерным, — как я теперь смогу изучать Тору?!» На это отвечает стих «Даны от одного пастыря». Все (эти слова) дал один Б-г, произнес один Властитель, (они изошли) из уст Господина всех деяний, согласно сказанному (Шмот 20:1): «И произнес Г-сподь все эти слова, говоря…» И ты тоже, преклони ухо, внимательно прислушивайся и приобрети себе понимающее сердце, чтобы слушать слова объявляющих нечистым и объявляющих чистым…» (Хагига 3). В этом тайна преумножения Устной Торы.
И потому необходимо понимающее сердце, восприятие ухом, слышащим смысл и внутреннее содержание идей: постижение сути. «Ухо свое сделаешь внимательным к мудрости, наклонишь свое сердце к разумению. Если призовешь понимание (бина) и глас свой подымешь (взывая) к разумению» (Притчи 2:2). «Бина — это понимание некоторой новой идеи на основе похожей на нее идеи. А чтобы понять одно из другого, нужно произнести это. Потому что она включается в мудрость со всеми частностями и подробностями, а посредством чтения детали и подробности раскроются. Поэтому через произнесение человек поймет одну мудрость из другой. Потому сказано: “Если призовешь понимание”. Речь, чтение есть часть понятия слышания. Речь ограничивает, определяет, конкретизирует и детализирует постижение мудрости, так что она может быть воспринята ухом, способным слышать и понимать.
Тора — это раскрытие внутреннего содержания, смысла Десяти речений, которыми сотворен мир. Израиль слышал Десятисловие и принял Тору, и с тех пор она “не на небе”, а у принявших ее. Тора принадлежит мудрецу, это “его Тора”. “Если скажет тебе человек: есть мудрость у народов — верь; если скажет: есть Тора у народов — не верь”. Ведь они не приняли Тору, нет у них постижения смысла мироздания, его внутреннего содержания. Соответственно, и восприятие мудрости мира недостаточно и ущербно, внешне и поверхностно. “Наши мудрецы, когда говорили о природных законах, имели в виду их внутренний смысл, ведь в этом знание Торы, объемлющей все премудрости, но все — во внутреннем аспекте, а не во внешнем” (Рамхаль).
Тора раскрывает смысл объектов в мире: разрешены они или запрещены, святы или профанны. Раскрывает корень и цель всех сотворенных: от самых высших до простых материальных. Слово Б-га — это внутреннее содержание всех вещей в мироздании. А Тора есть раскрытие этих слов.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?