Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Италия и евреи

Тематический обзор, посвященный истории еврейской общины в Италии.

Несмотря на свою малочисленность, итальянские евреи сыграли громадную роль в духовной истории нашего народа.

Первые евреи оказались на территории Италии еще до разрушения Храма.

Позже римляне привозят их в качестве пленников в Италию, и таким образом, они оказываются в Европе до изгнанников из Испании и Германии. Поэтому итальянские евреи не относятся ни к сефардам, ни к ашкеназам; итальянская община и в наши дни сохраняет самостоятельность.

Оглавление

Евреи в Италии вV-X веках н.э. [↑]

После падения Западной Римской империи в 476-м году н.э евреи получили временную передышку от преследований католических священников, так как языческие немецкие короли защищали их.

Однако после того, как в 4315 (555 н.э.) году византийский император Юстиниан разгромил остготов, положение евреев значительно ухудшилось.

Когда в VIII в. Карл Великий завоевал Северную и Центральную Италию, он распространил на итальянских евреев то покровительство, которое он оказывал евреям Германии и Франции.

После смерти Карла Великого германские императоры продолжали его политику и брали под защиту евреев, проживавших на территории империи. Римские папы хотя и относились к евреям как к людям «второго сорта», но хотя бы удерживали итальянцев от нападений на евреев, от убийств и грабежей.

Католическая церковь запрещала пользоваться услугами евреев-врачей. Но авторитет их был столь высок, что, как правило, придворными врачами католических и светских правителей становились евреи.

В средние века центром еврейства Северной Италии стала Венеция. Евреи принимали самое активное участие в торговой жизни города, что, естественно, вызывало противодействие венецианских купцов. Евреев облагали чудовищными налогами, дважды изгоняли из Венеции и разрешали вернуться только ценой огромного выкупа. В Венеции, в отличие от других итальянских регионов, зверствовала инквизиция вплоть до конца XVIII-го века.

Иной была судьба евреев Южной Италии. Там все время менялась власть: византийцы, арабы, итальянские герцоги, норманны.

В 4630 (870 н.э.) году византийский император Василий приказал крестить всех подвластных ему евреев, в том числе живших в Южной Италии. Рассказывают, что еврейский мудрец раби Шфатья вылечил дочь императора и в награду попросил освободить от крещения евреев пяти итальянских городов.

Остров Сицилия находился под властью мусульман более 200 лет (4587—4821 гг. /827-1061 гг. н.э.). Среди мусульман евреи чувствовали себя более свободно, нередко занимая высокие государственные посты.

Еврейские мудрецы Италии XI-XIV вв. н.э [↑]

Еще со времен римской империи евреи Апеннинского полуострова поддерживали тесные связи с Эрец Исраэль: мудрецы Эрец Исраэль были частыми гостями в Италии, а итальянские раввины, в свою очередь, совершенствовались в ешивах Святой Земли. Отсюда сходство традиций итальянских и израильских евреев.

Через Италию влияние мудрецов Эрец Исраэль распространилось и на еврейские общины Северной Франции и Германии.

Так, раби Калонимус из итальянского города Луке основал знаменитую ешиву в германском Майнце, которая положила начало всем ешивам Германии и Северной Франции.

Принято говорить, что, когда престиж вавилонских центров Торы стал падать, три звезды воссияли в еврейском народе: раби Натан в Италии, Раши во Франции и Риф в Марокко и в Испании.

Сложно выбрать среди множества еврейских мудрецов, живших в Италии в средние века, имена наиболее значительных. Мы упомянем здесь только тех, без книг и комментариев которых невозможно представить учебу Торы в наши дни. Все труды, которые будут перечислены ниже, множество раз переиздавались и оказали огромное влияние на развитие еврейской мудрости последующих поколений.

Раби Натан бар Йехиэль из Рима (4795-4866 гг. /1035-1106 гг. н.э.) — автор толкового словаря Сефер аАрух (или просто Арух). Это первый, наиболее полный, словарь Вавилонского Талмуда, в котором раби Натан определил значение греческих, латинских, арабских и персидских слов. В этом словаре также проясняются целые понятия, и на этой основе комментируются многие сложные места Талмуда.

Слова раби Натана приводятся в толкованиях Раши и Тосафот. Раби Натан пользовался высоким авторитетом в качестве законоучителя — к нему обращались со сложными алахическими вопросами знатоки Торы из многих стран, в том числе и великий Раши.

В 4900 (1140 г. н.э.) году в Италию прибыл раби Авраам ибн Эзра. Около пятнадцати лет он прожил в разных итальянских городах и за это время написал большую часть комментариев к Танаху.

В XIII-м веке в Италии жил раби Йешая бар Мали Ди-Терани, который написал дополнительные комментарии к семнадцати трактатам Талмуда. В классических изданиях Талмуда некоторые из них набраны отдельной колонкой под названием Тосафот Рид («Рид» — аббревиатура слов «раби Йешая Ди-Терани»).

В XIV-м веке один из наиболее значительных комментаторов Пятикнижия раби Бахье бар Ашер Ибн Халава, проживавший в Италии, составил комментарий к Торе, где помимо разъяснения прямого смысла стихов, раскрывал их каббалистический и философский смысл, а также привел многочисленные древние мидраши, некоторые из которых дошли до нас лишь благодаря его комментариям.

Расцвет еврейской мысли в Италии в XV-XVI вв. н.э. [↑]

Несмотря на то, что евреев гнала из Испании религиозная нетерпимость католических священников, многие поселились в сердце католического мира — Папской области, которая находилась под властью самого Римского папы. Папы того времени, воспитанные на идеях Ренессанса, были значительно терпимее своих предшественников, и многие евреи и мараны нашли в Риме убежище от преследований инквизиции. У многих Пап были врачи-евреи, хотя закон церкви запрещал евреям лечить христиан. А папа Клемент предоставил автономию еврейской общине Рима.

Среди изгнанников, которые прибыли из Испании в Неаполитанское королевство, был раби дон Ицхак Абарбанель (5197-5268 /1437-1508/ гг.), один из величайших комментаторов Писания, выдающийся государственный деятель и финансист.

Евреев неоднократно пытались выселить из Неаполитанского королевства, несколько раз изгнание удалось отложить, однако в 5300 (1540 н.э.) году евреи все-таки вынуждены были уйти из страны. Часть их переселилась в Среднюю и Северную Италию, а часть — в страны, находящиеся под властью Турции.

Самый широкий поток испанских беженцев шел в два крупнейших торговых города Северной Италии — Венецию и Геную. Главы этих городов видели пользу, которую евреи приносят торговле, но, с другой стороны, они боялись конкуренции христианским купцам, поэтому ограничили права евреев. Положение евреев в городе Падуя, который находился под властью венецианцев, было лучше, чем в самой Венеции. В Падуанском университете, например, училось очень много евреев. Такое же положение было и в Ферраре, где осели многие беженцы.

Выдающийся мыслитель и проповедник раби Йосеф бар Хаим Яавец (Хасид Яавец; умер в 5267 /1507/ г.) стал одним из духовных лидеров поколения изгнанников из Испании. Стремясь возродить духовную жизнь евреев, он призывал их извлечь уроки из происшедшей трагедии. Свои взгляды раби Яавец изложил в книге Ор аХаим (Свет жизни), направленной против увлечения нееврейскими науками и философией, а также в трактате Хасдей Ашем (Милости Всевышнего), посвященном предстоящему избавлению еврейского народа и возвращению на Святую Землю в дни Машиаха. В последующих поколениях автора стали называть Хасид Яавец (Благочестивый Яавец).

Евреи Венеции жили в гетто, внутри которого обладали полной автономией. Слово «гетто» — итальянского происхождения, и первые гетто появились именно здесь. Евреи имели право самостоятельно решать все вопросы, связанные с управлением гетто, и, пользуясь этим, создали все необходимые для изучения Торы учреждения. Венецианская община была одной из самых обустроенных общин Европы. С течением времени самая значительная община Италии образовалась в Ливорно.

Еще один из духовных лидеров поколения раби Йосеф бар Шломо Колон (Маарик; ок.5180-ок.5243 /ок.1420-ок.1483/ гг.) был раввином и главой ешивы в ряде общин: сначала в Пьемонте, затем в Болонье, Местре, Мантуи. В последний период жизни Маарик возглавлял общину г. Павии, расположенного в Ломбардии. Озаренный его присутствием, этот город стал значительным центром Торы. Маарик считается одним из трех великих знатоков Торы, завершающих эпоху ришоним: он — в Италии, р. Ицхак Канпантон (Гаон из Кастилии) — в Испании и р. Исраэль Исерлин (Маарай) — в Германии и Австрии.

Респонсы Маарика были собраны его учениками и изданы в Венеции. Его псаки (законодательные решения) пользовались особым авторитетом в глазах раби Йосефа Каро, составителя кодекса Шульхан Арух.

Духовный лидер евреев Земли Израиля, выдающийся комментатор Мишныраби Овадья бар Авраам Бартанура (ок.1450-1530 гг.) родился на севере Италии, в городке Бартануре. От названия этого места и произошло его фамильное имя, под которым он вошел в историю. Он был одним из учеников Маарика и стал одним из его духовных наследников.

В конце XV-го века в Падуе на севере Италии существовала большая ешива, во главе которой долгие годы стоял выходец из Германии раби Йеуда бар Элазар Алеви Минц (5170-5269 /1410-1509/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров того времени. Его ешива привлекала множество учеников — и не только из Италии, но и из других стран. Он выучил и воспитал сотни раввинов — руководителей и учителей следующего поколения.

Раби Яаков-Барух бар Йеуда Ландо — выдающийся законоучитель и знаток кабалы, автор кодекса «Агур» (Припасенное), включающего законы повседневной жизни еврея. При вынесении законодательных решений он одним из первых использовал аргументы, заимствованные из кабалы. Книга была принята в качестве практического руководства не только многочисленными беженцами из Германии и Австрии, но и многими общинами в самой Италии. В Неаполе рав Ландо стал ведущим сотрудником одного из первых еврейских книгоиздательств.

Знаменитый комментатор Писанияраби Овадья бар Яаков Сапорно (Сфорно) — ок. 5230-5310 (ок. 1470-1550) гг. возглавлял еврейскую общину Рима. Он составил комментарий на Пятикнижие, который стал одним из самых популярных и изучаемых, благодаря глубине, простоте изложения и лаконичности.

Раби Сапорно был также доктором философии. Он преподавал грамматику святого языка и традиционные еврейские дисциплины в кружке свободомыслящих католических богословов. Он считал, что слова Торы обращены ко всему человечеству и еврейские мудрецы обязаны обучать истине другие народы, приближая этим приход Машиаха.

Раби Матитьяу бар Шломо Делькрот в 5310 /1550/ году прибыл из Бриска в северную Италию, чтобы в университете Болоньи совершенствовать свои познания в астрономии и математике. Там он написал книгу по астрономии Цель Олам («Тень Вселенной»). Кроме того, в Италии раби Делькрот углубленно изучал «испанскую кабалу»; написал комментарии к нескольким основополагающим кабалистическим сочинениям. Поселившись в Венеции, р. Делькрот работал редактором в знаменитой еврейской типографии.

Книгопечатание в Италии [↑]

В XVI-м веке лучшие еврейские типографии находились в Италии. Самая известная из них принадлежала семье Сончино. По технике исполнения и изяществу печати она и сегодня могла бы занять одно из ведущих мест в издательском мире. Ею выпущено 175 наименований книг, и первая печатная Тора вышла из стен этой типографии.

Самое первое полное издание обоих Талмудов было осуществлено в типографии Бомберга (Венеция). Постраничное расположение текста в Вавилонском Талмуде, изданном Бомбергом, стало стандартным для всех последующих изданий. Текст Талмуда стали размещать в центре, а классические комментарии Раши и Тосафот по бокам: Раши с внутренней стороны листа, Тосафот — с внешней, а прочие комментарии в конце трактата. Чуть позже появляется и общепринятая разбивка на листы и страницы. Постепенно лист Талмуда «обрастает» разнообразными дополнениями и примечаниями, которые печатают на полях.

Запреты римских пап на издания Талмуда привели к временному упадку книгопечатания в Италии. После начала Реформации в Германии, папы начали бороться с чуждыми католической церкви влияниями. Они попытались восстановить духовную власть церкви такой, какой она была в средние века. В первую очередь от этого пострадали евреи.

В Риме евреев заставили вернуться в замкнутое, тесное гетто. Было возобновлено требование нашивать специальный знак на одежду. Использовались все доступные средства, чтобы унизить евреев и склонить к вероотступничеству.

В Риме функционировал цензурный кабинет, в обязанности которого входила проверка и уничтожение книг, противоречащих основам католицизма. В начале 5314 (1553 н.э.) года в праздничной обстановке под дикие крики толпы были сожжены тома Талмуда. Эпидемия сожжения еврейских книг прокатилась по всем итальянским государствам.

Недостаток книг повлек снижение уровня обучения в ешивах. Большинство учеников оставили ешиву в Падуе и переехали в Польшу, после чего итальянские ешивы уже не смогли возродить свой прежний уровень.

Развитие каббалистического учения в XVII-XVIII веках [↑]

В XVII-м и XVIII-м веках в Северной Италии получило свое развитие каббалистическое учение. В Венеции образовалась группа кабалистов, изучавших наследие раби Ицхака Лурии (Аризаля). Благодаря раби Моше бар Мордехаю Закуту (Рамаз; 5385-5458 /1625—1697/ гг.) духовные открытия Аризаля стали достоянием кабалистов Европы.

Классический комментарий под названием «Ор Ахаим» («Свет жизни»), составленный выдающимся мудрецом, каббалистом по имени Рав Хаим Бен-Атара (5456-5503 /1696-1743/ годы) считается обязательным для всех, кто серьезно изучают Тору. Он значительную часть своей жизни провел в Италии, где преподавал ешиве в города Ливорно.

Законоучитель и пайтанРаби Йешая бар Исраэль-Хизкия Басан (умер в 5499 /1739/ г.) возглавлял ешиву в г. Падуе, где наиболее одаренным среди его учеников был раби Моше-Хаим Луцато (Рамхаль).

Рамхаль [↑]

Движение Шабтая Цви оказало в свое время такое сильное влияние на итальянских евреев, что всех молодых людей, интересовавшихся Тайным Учением, подозревали в том, что за их занятиями скрывается принадлежность к секте.

Раби Моше-Хаим бар Яаков-ХайЛуцато (5467-5507 /1707-1747/ гг.) — один из величайших знатоков сокровенного учения, автор многих известнейших книг, в том числе книги Месилат йешарим («Путь праведных») — учился в то время в ешиве в Падуе и пострадал от подобных подозрений.

Языком и стилем Зоара Рамхаль написал труд о Тайном Учении. По Италии распространились слухи, что в работе над этой книгой автор получал руководство свыше. Духовные руководители поколения заподозрили автора труда в шабтианской ереси.

За Рамхаля вступились друзья и покровители, и через какое-то время удалось доказать, что он не является последователем шабатианцев. От Рамхаля потребовали, чтобы он прекратил заниматься Тайным Учением до тех пор, пока не переедет в Святую Землю.

Тем не менее, он написал более сорока новых книг. Когда об этом стало известно, раввинский суд Венеции наложил на него херем (отлучение от общины). Рамхаль оставил Италию и отправился с семьей в Святую Землю, где вскоре скончался и был похоронен на берегу озера Кинерет (рядом с великим раби Акивой).

В последующих поколениях имя Рамхаля стало духовным знаменем различных направлений еврейской традиции — в том числе, и таких, которые решительно противостояли друг другу: как лидеров хасидизма, так и их противников. Виленский Гаон говорил, что, «если бы Рамхаль был жив, он бы пешком пошел к нему даже на край земли, чтобы изучать у него мусар».

Евреи Италии в XIX-м — начале XX-го вв. [↑]

Многие евреи принимали активное участие в итальянском национально-освободительном движении в конце XIX-го века, так как оно не только добивалось избавления страны от иноземного гнета и реакционных режимов, но и отмены дискриминации евреев.

В этот период в среде итальянского еврейства распространяются идеи Аскалы. В Падуе основывается раввинская семинария, молитвенники, Хумаш и другие Святые Книги переводятся на итальянский язык.

С получением евреями полного равноправия после объединения Италии в 1870 г. из их среды выдвигаются многие видные политики, ученые, писатели, художники. Всемирно известные антрополог Чезаре Ломброзо и живописец Амедео (Иедидия) Модильяни были евреями.

Идеи сионизма в первое время не получили у итальянских евреев признания — ведь они и в Италии занимали видное положение во всех сферах жизни, и процесс ассимиляции в XIX-м веке был стремителен, как и повсюду в Европе. Но вскоре в крупных городах возникли кружки сионистов, в 1901 г. была создана Итальянская сионистская федерация. Сильный толчок к развитию сионизма в Италии дала публикация Декларации Бальфура, после чего и итальянское правительство проявило интерес к этому движению.

А параллельно с этим, в 1915-м году создается общеитальянская фашистская организация.

Итальянский фашизм [↑]

Фашизм в Италии развивался по иному сценарию, чем в Германии. Бенито Муссолини, вдохновленный идеей восстановления Римской империи, выбрал атрибут власти древнеримских царей — фаски (по-итальянски — «фаши») — перетянутые шнуром пучки вязовых или берёзовых прутьев, в качестве своего символа и названия партии.

Ассимилированные евреи, забывшие о том, что от восстановления Римской империи они не дождутся никаких благ, внесли в развитие итальянского фашизма существенный вклад. Вплоть до начала 40-х годов Муссолини поддерживал дружеские связи с представителями еврейских организаций, и в правительстве на высоких должностях работали евреи.

В первые годы существования фашистского движения и режима антисемитские высказывания лишь изредка проскальзывали в речах Муссолини. Однако с 1930-х годов в экстремистских кругах фашистов, а также в академических работах и административной политике государства антисемитизм проявляется все ярче.

Летом 1938 года был опубликован манифест о «высшей итальянской расе», составленный группой ученых и академиков. Осенью того же года фашистский режим ввел так называемые расовые законы, требовавшие исключить евреев-учителей и учеников из публичных школ, ограничивавшие сферы занятости евреев и их права на недвижимость. Антисемитизм пропагандировался в системе образования и СМИ.

Начало Второй мировой войны принесло итальянским евреям новые страдания. В случае непредвиденной ситуации их полагалось немедленно перемещать в концлагеря, «так как они представляют реальную опасность». Летом 1942 года многих итальянских евреев обязали выполнять трудовую повинность.

В 1943 году немецкие войска оккупировали Италию, и начались настоящие погромы и депортация в концлагеря. Но даже перед лицом опасности многие итальянцы были готовы помочь евреям. 80% итальянских евреев пережили войну, часто — благодаря помощи друзей и соседей. В Италии действовали подпольные организации по спасению евреев. Вот только одна из многочисленных историй — про велогонщика Джино Бартали — который доставлял евреям спасительные визы, паспорта и удостоверения, спрятанные в трубках и под сидением его велосипеда.

Итальянские евреи в наши дни [↑]

По окончании войны возродилась легальная деятельность Итальянской сионистской федерации и других еврейских организаций. Евреи также вновь получили доступ к участию в политической и культурной жизни Италии.

В больших городах республики — Риме, Милане, Флоренции, Триесте — где существуют сравнительно крупные еврейские общины, значительная часть евреев сохраняет связь с еврейской традицией и культурой и обладает, в той или иной степени, национальным самосознанием.

В молитве итальянские евреи придерживаются особого литургического канона — НусахИталия (минхаг Итальяни), так как до последнего времени большая часть итальянских евреев не причисляла себя ни к ашкеназам, ни к потомкам сефардов, однако, надо сказать, что на территории Италии уже много лет мирно сосуществуют общины и тех, и других, и третьих.

В 2000 г. еврейское население Италии составляло ок. 32 000 человек, но оно постоянно уменьшается за счет интенсивной ассимиляции. Особенно быстро ассимилируются евреи в мелких итальянских городах и общинах. Процент смешанных браков в Риме выше 40%.

В современной Италии активно действуют разные еврейские организации — международные и итальянские. Существует система еврейского образования.

Италия была одной из первых стран, в которой Государство Израиль учредило дипломатическое представительство (поддерживающее контакты и с Ватиканом).

В последние десятилетия в Италии активно распространяются антисемитские идеи. Антисемитские взгляды выражают, с одной стороны, многочисленные правые группы и организации, включая профашистские партии, представленные в парламенте страны. С другой стороны, левые круги активно выступают с позиции «антисионизма» и поддержки «справедливой борьбы палестинского народа». Во время Ливанской войны, как и во время первой интифады, а также «интифады ал-Акса», в Италии большинство средств массовой информации во всем обвиняли Израиль.

Выводить материалы

Большая синагога во Флоренции. Вид изнутри

Разные авторы

Стены и потолки украшают декоративные мозаики и фрески красного и синего цвета работы Джовани Панти. Верхняя галерея, предназначенная для женщин, отделена изящными коваными воротами. В настоящее время одно из помещений синагоги преобразовано в Музей истории еврейской общины Флоренции. (Продолжение статьи "Какая синагога лучше?". Автор Роберт Берг) Читайте также: тема Синагога

Раби Иммануэль-Хай бар Авраам Рики

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Биография выдающегося итальянского раввина, знатока Каббалы

История еврейского народа 105. Евреи Италии Евреи Италии до Французской революции

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Положение итальянских евреев в первые века «нового времени» отличалось от положения евреев остальной Европы.

Еврейская история 97. Гуманисты-каббалисты

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»

Большая синагога во Флоренции. Вид сверху

Разные авторы

Изначально синагоги во Флоренции размещались на территории еврейского гетто, которое во время революционных событий 1848 года было закрыто. Идейным вдохновителем и основным спонсором строительства новой синагоги стал член местной еврейской общины Давид Леви. Во время второй мировой войны синагога использовалась в качестве гаража. Покидая город, немцы попытались взорвать здание, но в силу неясных обстоятельств им это не удалось.(из статьи Роберта Берга)

Раби Давид бар Яаков Пардо

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Еврейская история 88. «Венецианская маска». Донна Грация Мендес, часть II (1503-1550 гг.)

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»

Еврейская история 83. 20 000 лье над водой, или путешествия р. Овадьи Бартануры в цвете. Часть I (1487-1488 гг.)

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»

Большая синагога во Флоренции. Вид изнутри

Разные авторы

Мечтая построить синагогу, достойную красоты Флоренции, он купил участок земли в центре города, и 30 июня 1868 года был заложен первый камень, присланный из Иерусалима. Синагога была построена в популярном в то время мавритано-византийском стиле из белого и розового камня. Центральную часть синагоги украшает большой купол, а по бокам располагаются небольшие башенки. Вход в храм выполнен в виде трех арок в форме подков. Купол сделан из меди, которую окислили, чтобы храм выделялся на флорентийской панораме. Внутри здания всё покрыто мавританскими узорами. (продолжение из статьи Роберта Берга)

Раби Йешая бар Исраэль-Хизкия Басан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Еврейская история 82. Развод «по-итальянски» (1492-1494 гг.)

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»

Еврейская история 135. Под музыку Вивальди (1700 - 1750 гг.)

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»