Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Австрия

История евреев в Австрии насчитывает, как минимум, семь столетий. В XIII-XVI вв. в Австрии существовали ешивы, где преподавали мудрецы, которых назвали Гдолей Ойстрайх (т.е. «великие мудрецы Австрии»). Австрийские евреи во многом повторили судьбу евреев Германии: кровавые наветы и погромы, отход от Торы в век Просвещения, эмансипация в XIX веке, разрушение общинного уклада в годы Первой мировой войны, в годы Катастрофы — депортация, лагеря, смерть.

Оглавление

Первые евреи в Австрии [↑]

Первое известие о существовании евреев в Австрии относится к IX веку н.э., но, возможно, что в то время они только приезжали в качестве купцов. Свидетельства XII века подтверждают, что к тому времени в Австрии уже существовала еврейская община.

Синагога в Вене в первый раз упоминается в 1204 г.; несколько позднее появляются евреи в Кремсе, Винер-Нейштадте, Тулльне, Клостернейбурге. Как и во всех германских городах, еврейские поселения («Judendorf») существовали в то время и в Австрии.

История Австрии и евреев, задокументированная с XIII по XX века, фактически состоит из усиления репрессий очередным правителем, смягчений репрессии следующим, снова усиления — и так далее. По поводу евреев в Австрии постоянно выходили «грамоты», указы, декреты, предписывающие, какими привилегиями евреи могут пользоваться, или какими налогами облагаться, или на каких условиях работать. Первый такой документ издан императором Фридрихом II в 1238-м году, последний — Адольфом Гитлером в годы Катастрофы.

XIII век [↑]

Одним из первых мудрецов Австрии был выдающийся законоучитель раби Ицхак бар Моше «Ор Заруа» (раби Ицхак из Вены; ок. 4960-5020 /ок. 1200-1260/ гг.), глава ешивы в г. Вюрцбурге; впоследствии он был приглашен занять должность раввина и главы раввинского суда Вены и возглавлял венскую общину до конца своей жизни.

В самом конце своих дней р. Ицхак завершил работу над законодательным сборником Ор Заруа. Эта книга, в отличие от обычных кодексов, включает в себя не только готовые законодательные решения (псак), но и пильпуль — всесторонний и глубокий анализ каждой проблемы. По книге можно проследить, как законодательные решения по каждому частному вопросу выводятся из заложенных в Талмуде принципиальных основ. Ссылки на книгу Ор Заруа встречаются в Тосафот (см. Таанит 3б, Авода зара 58б). Эта книга прославила раби Ицхака на весь еврейский мир, и ее название стало и «именем» самого мудреца.

В течение долгих веков книга Ор Заруа существовала лишь в рукописных копиях (первые два тома этой книги были впервые напечатаны в Житомире в 5622 /1862/ году, а заключительные тома — в Иерусалиме в 5647 /1887/ году).

Сын автора Ор Заруа р. Хаим-Элиэзер бар Ицхак написал сокращенный вариант этой книги, названный Ор ЗаруааКацар, — в этом варианте приводятся лишь готовые алахические решения. Ближайшим учеником автора Ор Заруа был р. Меир из Ротенбурга (Маарам), глава следующего поколения мудрецов Германии.

XIV век [↑]

В 1348 году в разных городах распространилась молва, что евреи вызвали чуму отравлением колодцев, и в Кремсе, Штейне, Маутерне и других местностях еврейские общины были вырезаны.

В эти годы раввином и главой ешивы в Вене был авторитетный законоучитель раби Авраам Клойзнер (Маарак) (умер в 5169 /1409/ г.).

Раби Клойзнер составил Осэф Минъагим («Сборник обычаев»), содержащий описание традиций и обычаев евреев Австрии и восточных областей Германии. Эта книга создана в виде примечаний и заметок к написанному веком ранее трактату Сефер Минъагим (Книга обычаев), автором которого был р. Хаим Палтиэль из Магдебурга.

Книга р. Клойзнера включает в себя обычаи всего года; особенное внимание уделено синагогальным обычаям и традициям.

В этой книге был кодифицирован так называемый «минъаг Ойстрайх» («австрийский обычай»), на основе которого развивались в дальнейшем традиции большинства ашкеназских евреев Восточной Европы, и особенно общин Польши, Литвы, а также евреев Венгрии.

В последующих поколениях книгу стали называть просто Минъагей Клойзнер (Обычаи р. Клойзнера).

Еще одна известная ешива находилась в Кремсе, в провинции Нижняя Австрия. В средние века здесь была еврейская община, наиболее значительная в герцогстве после венской и винер-нейштадтской общин, пользовавшихся большой славой в XIV-XV веках.

Раввином г. Эрфурта, а затем Франкфурта был раби Меир бар Барух Сегаль из Вены (Маарам Сегаль; умер в 5164 /1404/ г.) — глава поколения мудрецов Германии и Австрии.

В 5151 /1391/ году он был арестован по ложному доносу и около года провел в заключении, а после освобождения перебрался в Вену и стал раввином городской общины.

В результате гонений и погромов, вызванных кровавыми наветами, были разрушены многие центры Торы и умножилось число недоучившихся «судей», причиняющих своей некомпетентностью серьезный урон общине. Чтобы избежать опасных последствий, Маарам Сегаль придал новое значение почетному титулу «Морейну» («наш наставник») — теперь этот титул свидетельствовал, что его обладателю разрешено вести судебные дела, требующие самой высокой квалификации. Титул должен был передаваться от учителя к ученику, подобно тому, как передавалась смиха — раввинское рукоположение — в эпоху Мишны.

Первыми титул «Морейну» получили младшие соратники Маарама Сегаля — р. Авраам Клойзнер (Маарак) и р. Шалом из Нойштадта, а затем и его ученик р. Яаков Мёллин (Маариль).

С этим титулом и связаны имена «Маарак» и «Маараль», а также имя «Маарам», под которым сам р. Меир Сегаль вошел в историю еврейской мысли: «Маарам» — это аббревиатура слов «Морейну аРав Меир», т.е. «наш наставник рав Меир».

Многие законодательные решения Маарама Сегаля приводятся в респонсах его ученика Маариля, а также в знаменитой книге Трумат аДешен, написанной учеником Маариля р. Исраэлем Исерлином.

Маариль — раби Яаков Мёллин (5120-5187 /1360-1427/ гг.), духовный лидер следующего поколения ашкеназских евреев, был одним из учеников р. Клойзнера и р. Меира Сегаля. В течение ряда лет Маариль странствовал по городам Германии, Австрии и северной Италии, изучая обычаи ашкеназских общин, частично уничтоженных и рассеянных погромами 5108 /1348/ года — в период эпидемии «черной смерти». Многие из этих обычаев были сохранены от забвения именно благодаря Маарилю и его ученикам.

«Черная смерть» и последовавший за ней разгул антисемитизма почти не затронули еврейство Австрии. В Австрию бежали евреи западной Германии, и десятки лет Австрия была центром Торы для евреев Германии. Но в 5181 (1421) году и этот центр был разрушен.

Страшный 1421 год [↑]

Враждебность местного населения к евреям проявилась в очередной раз в 1406 году, когда вспыхнул пожар в венской синагоге, и чернь воспользовалась случаем, чтобы разграбить еврейский квартал.

Народная молва, выставлявшая евреев виновниками всякого зла, считала их причиной распространившейся тогда гуситской ереси. В то же время пущена была в оборот басня о богатом еврее, Израиле из Энса, купившем будто бы у жены пономаря освященную просфору для того, чтобы осквернить ее.

По приказу герцога все еврейские жители Вены и других его наследственных владений 23 мая 1420 года были арестованы; бедные были изгнаны из страны; состоятельные содержались в тюрьмах, а имущество их было конфисковано.

Многие, чтобы спасти свою жизнь, приняли христианство; но большинство таких невольных неофитов скоро перешли обратно в иудейство и были за это сожжены на костре. Некоторые прибегли к самоубийству. Многие отказавшиеся от крещения были сожжены близ Вены 12 марта 1421 г.; герцог конфисковал их имущество, и их дома были проданы или подарены знатным особам.

Синагога была разрушена, а священные книги переданы университету. Дети евреев отданы были в монастыри на воспитание.

XV-XVI века [↑]

Главой поколения Австрии и Германии в XV веке был Раби Исраэль Исерлин (Маарай; ок. 5150-5220 /ок. 1390-1460/ гг.), автор книги Трумат аДешен. В раннем детстве он потерял отца и воспитывался в г. Нойштадте, пригороде Вены, в доме своего дяди р. Аарона Плумиля, одного из Гдолей Ойстрайх.

В дни кровавого венского погрома 5180 /1420/ года были убиты мать и все родные р. Исраэля, а сам он бежал из Австрии и поселился в северной Италии, где в этот период сформировался значительный центр Торы. Там он получил от своих наставников титул Морейну, дающий право судить (Маарай — аббревиатура слов Морейнуарав Исерлин).

Вернувшись в Нойштадт, он основал там ешиву, привлекавшую учеников из многих городов Европы.

Маарай считается одним из трех великих знатоков Торы, завершивших эпоху ришоним: он — в Германии и Австрии, р. Ицхак Канпантон (Гаон из Кастилии) — в Испании и р. Йосеф Колон (Маарик) — в Италии.

В Вене, откуда евреи были изгнаны в 5181 (1421) году, императоры разрешили евреям право на жительство в обмен на грандиозные налоги. Тем самым, не желая лишиться больших денег, власти не удовлетворили требование католических священников и купцов и защитили евреев. Особенно старался император Фердинанд II. После его смерти снова раздался призыв изгнать евреев из Вены, но и новый император отказался это сделать.

Раби Йосеф бар Гершон Лоанц из Росхайма (он же р. Йозельман Иш Росхайм; 5238-5314 /1478-1554/ гг.) — глава еврейских общин Германии 16-го века, сыграл большую роль в жизни австрийских евреев.

В 5290 /1530/ году, когда был принят указ об изгнании евреев из Австрии, р. Йосеф выступил на соборе германских князей в Аугсбурге и сумел добиться от императора отмены указа.

XVII век: после тридцатилетней войны [↑]

После тридцатилетней войны Германская Империя распалась на сотню относительно независимых княжеств, власть императора в которых была очень ограниченной. Самостоятельность княжеств обусловила зависимость евреев от огромного количества законов.

Были княжества, въезд в которые евреям категорически запретили. Были страны, где евреи проживали на положении рабов, и право на въезд в них они могли получить только в том случае, когда власти ожидали от них ту или иную пользу. Были княжества, где к евреям мало-помалу привыкли, хотя при этом не давали им гражданских прав, обложив специальными «еврейскими налогами».

Неограниченными властителями императоры были только в своих наследственных владениях, а также на тех землях, которые им удавалось захватить в результате войн или по договорам: в Австрии, Богемии и Моравии.

В столице Австрии, Вене, разрешение на проживание имели приблизительно четыре тысячи евреев. В основном, это были крупные банкиры или служащие представительств банкирских фирм. Правительство терпело их ради специального, очень крупного налога за право проживания и ради их возможности предоставить заем в час нужды. Жители столицы, католики, многократно обращались к императору с просьбой запретить евреям пребывание в городе.

Император должен был уступить давлению двора и требованиям горожан Вены; он издал декрет об изгнании евреев из этого города и областей Нижней и Верхней Австрии. Все евреи были принуждены оставить столицу, а жившие в провинции — были изгнаны следующей весной. Венская синагога была превращена в церковь.

Позже было разрешено изгнанникам поселиться в других областях, а именно в Моравии и Богемии, но в Вену смогли вернуться лишь некоторые еврейские семьи — в качестве особой милости.

Венской общине не разрешали построить синагогу, поэтому евреи молились в частных домах. За право жить в Вене дополнительно к обычным налогам они платили специальные «деньги терпения». Чтобы число евреев столицы не увеличивалось, разрешение на брак давалось только одному сыну в семье. Право свободного проживания в Вене имели только евреи — подданные Турции (в соответствии с турецко-австрийским мирным договором).

Страшная резня Хмельницкого в 1648-1656 гг. на Украине привела в Австрию многих ученых беглецов оттуда (раби Эфраим Коэн, раби Шмуэль Кайдановер «Мааршак» и др.).

Раби Мендель Крохмаль был раввином в Никольсбурге, где умер в 1661 г., а ему наследовал его зять, раби Гершон Ашкенази, последний раввин в Вене перед изгнанием 1670 г.

Раби Шимшон Вертгаймер (5418-5484 /1658-1724/ гг.) — глава еврейских общин Австрии и Венгрии, переехав в Вену из Германии, занимался финансовой деятельностью, а также возглавил еврейскую общину Вены и впоследствии стал главным раввином всей Австрийской империи.

Значительную часть своих огромных доходов р. Шимшон Вертгаймер передавал на благотворительные нужды — помощь неимущим, строительство синагог и издание книг, причем не только в Австрии и Венгрии, но и по всей Европе. В частности, на его средства было осуществлено новое образцовое издание Вавилонского Талмуда, напечатанное в типографии Франкфурта на Майне в 5482 /1722/ году.

Р. Шимшон был также руководителем фонда, обеспечивающего нужды евреев Земли Израиля, — за ним закрепился почетный титул Наси Эрец аКодеш («Князь Святой земли»).

Просвещение [↑]

Новый период в жизни австрийских евреев начался после вступления на престол сына Марии Терезии, императора Иосифа II (5560/1780).

Молодой император, находившийся под влиянием идей Просвещения, начал вводить в стране новые, соответствующие духу времени, законы. Он издал «указы о терпимости», благодаря которым евреи получали право заниматься любой деятельностью во всех областях промышленности, торговли и сельского хозяйства.

Был отменен позорный налог, который, как со скота, взимался с евреев при входе в города. Император решил уравнять евреев в правах с христианами, в надежде на то, что в течение поколения-двух евреи полностью ассимилируются. Поняв, что источник вечной силы евреев — изучение Торы, он решил упразднить классическое еврейское образование. Были учреждены специальные школы для еврейских детей, где обучение велось под управлением государственных чиновников. Главы еврейских общин поняли намерения императора и выступили против создания таких школ. Однако Иосифу все же удалось найти некоторую поддержку этому начинанию в еврейской среде. Эти школы прижились и разрушительно повлияли на образ мышления нового поколения: многие евреи ассимилировались и крестились.

Взгляды Иосифа весьма ясно изложены в так называемом «Toleranzpatent». Эти либеральные законы — «Эдикты толерантности» — ввели в Пруссии, германских княжествах, Австро-венгерской империи и даже в Италии и Папском государстве. Во введении к этому закону говорится, что цель его — дать возможность всем подданным, без различия веры и происхождения, пользоваться благосостоянием и свободой.

Однако, этим же законом оставлены в силе ограничения для евреев в праве жительства в Вене и Нижней Австрии.

Были отменены только особые церковные ограничения, оставшиеся от времен Венского собора и запрещавшие евреям выходить из своих домов до полудня в воскресные дни и католические праздники, посещать увеселительные места и т. п. Император также заставил евреев принять определенные фамилии и служить в армии, что в обоих случаях является первым примером этого рода в Европе.

В Галиции просветительное движение встречало сильный отпор со стороны организованных хасидских масс, хотя и здесь некоторые пионеры реформы (Иосиф Перль и др.) достигли хороших результатов.

Первые нововведения в богослужении были произведены в Вене, где М. Л. Бидерман надеялся применить реформы гамбургского «Темпля»; но даровитый проповедник Н. Мангеймер понял, что для Вены необходим более консервативный дух; поэтому он ограничил реформы опущением некоторых пиютов, хорошо обученным хором, внешним благолепием и проповедью на немецкий лад. Такой план «темпля», освященного в 1826 г., был принят во всех культурных частях Aвстрии, а также в Галиции.

Число евреев в средних и высших учебных заведениях росло, хотя академическое образование открывало евреям доступ к одной только профессии — медицине.

По мере увеличения числа учащихся в светских учебных заведениях сокращалось число учащихся ешив; талмудисты старой школы удержались только в Галиции и отчасти Богемии.

Эмансипация в XVIII-XIX веках [↑]

Влияние Наполеона на еврейские права чувствовалось по всей Европе, даже вне империи. Гражданские права даровали евреям в Пруссии в 1812 году, а скоро за ней последовала Австрия.

Освободительное движение, охватившее Австрию в 1848 г., увлекло и евреев. В Вене волнения произошли 13 марта, и одной из первых жертв революции был еврейский студент Генрих Шпитцер, убитый войсками. Новой конституцией от 25 апреля была дарована свобода вероисповедания, а специальные еврейские налоги были отменены 28 октября.

Либеральная конституция 1867 года формально отменила все правовые ограничения, и с этого времени политическая история евреев Австрии определяется уже новыми факторами: старая юдофобия принимает форму общественного антисемитизма, а с другой стороны, растет эмансипация в еврейском обществе.

Усилилось участие евреев в свободных профессиях — врачебной практике, адвокатуре, прессе, книгоиздательстве. С поразительной быстротой росло число смешанных браков между евреями и христианами. Процесс ассимиляции охватил широкие круги еврейского общества: в коренных австрийских землях преобладало культурное слияние евреев с немцами, а в Галиции — с поляками.

Вспышка антисемитизма [↑]

В начале 1880-х годов Австрия была охвачена духом антисемитизма. С трибуны рейхсрата слышались антисемитские речи «немецкого националиста» Шенерера и поляка Меруновича, а за ними пошла группа депутатов, воскресивших в парламенте старую юдофобию и требовавших восстановления правовых ограничений для евреев.

С каждой избирательной кампанией число антисемитских депутатов в рейхсрате росло. С 1895 г. антисемиты под именем «христианских социалистов» приобрели большинство в нижнеавстрийском ландтаге и в венском городском магистрате. Евреев стали вытеснять из городского самоуправления и городского хозяйства.

Книга «Еврейское государство» (Judenstaat) венского журналиста Теодора Герцля вышла в свет как раз в этот период и упала на благодатную почву, сразу сделав автора вождем политических сионистов. С 1897 г. сионистские конгрессы в Базеле и многочисленные местные организации вносили оживление во многие круги еврейского общества; лозунг самопомощи охватил широкие массы и среди евреев началось политическое пробуждение.

Первая мировая война [↑]

Убийство эрцгерцога австрийского Фердинанда и его жены в Сараево в июне 1914 года стало катализатором войны, необратимо изменившей еврейский мир. Очевидное разрушение установленной общинной структуры, вызванное перемещениями и перипетиями войны, сделало еврейский народ совершенно беззащитным в период беспрецедентного террора и насилия.

Все главные участники войны — Германия, Россия, Австрия, Франция и Англия — пытались добиться победы в первые месяцы сражений. Но ничего, кроме крупнейшего в мире кровопролития, из этого не вышло. Насчитывались уже миллионы убитых, и вместо «маленькой быстрой и решительной войны» все были втянуты в бесконечную, ничего не решающую, катастрофу.

К началу XX века в Австрии проживало более миллиона евреев, и десятая их часть (около 100 000) воевала в составе австрийской армии.

Нигилистическая, насильственная природа войны заставила многих евреев резко пересматривать планы на будущее, если они выживут. Оставаться ли в новой Европе или эмигрировать в новое место — бежать из общества, которое предшествовало войне. К несчастью, многие евреи решили, что традиционные формы иудаизма и еврейской жизни для них не несут больше никакого смысла.

В начале века один из ведущих британских государственных деятелей сказал Теодору Герцлю: для возникновения еврейского государства в Палестине истории требовалось бы падение Османской, Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. Герцль тоже считал, что реального шанса на это нет. Но первая мировая война разрушила все эти империи и изменила мир совершенно непредсказуемым образом.

Древние и постоянные правители Европы и мира были сметены. Еврейский мир столкнулся с новой реальностью.

1938 год: аннексия [↑]

В марте 1938 года Адольф Гитлер потребовал аннексии Австрии. Объединив Германию и Австрию для создания нового Германского рейха, Гитлер провозгласил: «Третий рейх продлится тысячу лет». Он просуществовал семь лет.

В это время еврейское население страны составляло 181 778 человек, из которых более 90% жили в Вене. Всех их постигла участь евреев Германии. Они были лишены основных гражданских прав; сразу же после вторжения произошел организованный грабеж еврейской собственности (в частности, были экспроприированы коллекции Ротшильдов). Десятки тысяч произведений искусства, принадлежавшие евреям, отправляли в музеи Германии и Австрии и в частные коллекции А. Гитлера и Г. Геринга.

18 марта были закрыты еврейские общинные учреждения, все сионистские организации, их лидеры и руководители были арестованы, также, как и многие представители еврейской буржуазии, и отправлены в Дахау, где многие были убиты.

Евреям была запрещена всякая общественная деятельность, они были уволены из всех учебных заведений, научных, культурных учреждений. Все владельцы предприятий, банков, магазинов и т. д. были арестованы гестапо, и их вынудили отказаться от владения собственностью. Аресты, избиения, издевательства происходили с самого начала оккупации.

В Вене были сожжены 42 синагоги, были разграблены 4038 магазинов, принадлежавшие евреям. Большинство еврейских домов были разгромлены, а кладбища осквернены. Синагоги разрушались по всей Австрии.

Ударом, обрушившимся на еврейство Австрии, было изгнание евреев из знаменитых «семи общин» земли Бургенланд. Единицы нашли временное убежище в Вене, они намеревались бежать в Швейцарию через Германию. В то время граница ещё была открыта, но швейцарская пограничная полиция проводила жёсткую политику «повторного изгнания», т.е. выдачи беженцев нацистам.

Документы для многочисленных беженцев добывали с помощью праведника народов мира Пауля Грюнингера, который был начальником пограничной полиции в кантоне Санкт-Галлен на востоке Швейцарии. Он приказал своим подчинённым «закрывать глаза» и позволять беженцам из Германии и Австрии проникать в Швейцарию — в том числе незаконными путями. Некоторые евреи бежали даже вплавь, через Рейн! Позже он ездил подделывать документы в Австрию и Германию, чтобы помочь беженцам легализоваться в Швейцарии. Незаконный переход границы был организован великолепно, и в течение семи месяцев в Швейцарию проникло около 2300 беженцев!

В 1941 году эмиграция евреев была окончательно запрещена. Венская община была официально ликвидирована 1 ноября 1942 года. В Австрии остались семь тысяч евреев, большинство из них состояли в браке с неевреями. Все способные работать были отправлены в рабочие лагеря. Депортации продолжались с января 1943 года до марта 1945 года.

В ходе Катастрофы были уничтожены не менее 60 тысяч евреев Австрии.

После Второй мировой войны [↑]

В 1950 году, после возвращения части уцелевших и эмигрировавших, еврейская община Австрии насчитывала 13 396 человек (почти все они в Вене). Немногочисленные еврейские общины существовали в Линце, Инсбруке, Зальцбурге, Граце.

В 1962 году в Австрии были приняты законы, обеспечивающие (хотя и с некоторым опозданием и в далеко не удовлетворительной форме) возвращение евреям их имущества и выплату компенсации жертвам нацистских гонений. Нацистские преступники, которые были привлечены к суду, обычно удостаивались снисходительного отношения со стороны судебных властей Австрии.

Хотя во время Второй мировой войны Австрия была частью Третьего рейха и австрийцы принимали участие в преступлениях нацизма, в том числе и в уничтожении евреев, они, однако, предпочитают считать себя жертвами гитлеровского режима и отрицают свою ответственность за участие в его злодеяниях. Поэтому Австрия не прошла процессов денацификации, которые происходили в Германии, и нацистское наследие ощущается там сильнее, чем в соседней стране.

Только в июне 1991 года федеральный канцлер Австрии Ф. Враницкий, выступая в парламенте, впервые официально признал, что австрийский народ несет часть ответственности за геноцид евреев в годы Второй мировой войны.

Несмотря на это, с 1956 года между Израилем и Австрией установлены дипломатические отношения. Австрия часто оказывала поддержку политике Израиля (в частности, во время Шестидневной войны). В 1956 году Австрия стала страной транзита или временного пребывания для евреев Венгрии на пути в Израиль и другие страны, в 1968 году — для евреев Чехословакии и Польши, а затем и потока еврейских репатриантов из СССР.

Современные евреи в Австрии [↑]

В 1970—1980-х годов в Вене действовала лишь одна синагога и несколько молитвенных домов (один из них был создан грузинскими евреями, другие — ортодоксальными, главным образом, хасидскими группами).

Но уже в 1970—80 годах численность еврейского населения Австрии постепенно возрастала, главным образом за счет притока эмигрантов из Советского Союза и Ирана.

В начале 2000-х годов еврейская община Австрии насчитывала около десяти тысяч человек. Подавляющее большинство евреев жили в Вене. Кроме венской общины в стране было еще девять общин, число членов которых немного превышало 100 человек (например, в Линце, Зальцбурге, Инсбруке, Граце, Бадене).

За период 1948—2001 годов в Израиль приехали 5,4 тыс. австрийских евреев.

Сегодня основная часть австрийского еврейства — ашкеназы, но в стране живут также грузинские, горские, бухарские и персидские евреи.

В мае 1982 г. в Вене была создана самостоятельная ортодоксальная община, в 1990 году — реформистская. В 1992 году открылся Сефардский центр с двумя синагогами.

Среди других еврейских ассоциаций Австрии — отделения Агуддат Исраэль, Хабада, религиозные организации Махзикей hа-дат и Оэль Моше, а также русскоязычная община и ешива «Ор Заруа».

Выводить материалы