Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

четверг, 12 января 201714 тевета 5777
Ни дня без Торы

Не только в Израиле молятся о дожде. В Марокко тоже непросто с дождями, и однажды — в 19 веке, с рава Рефаэля Меира Панижеля (1804-1893) сняли все ограничения, которые были наложены на евреев, за то, что как только он помолился о дожде, Небеса услышали его молитву… Рав Панижель — раввин сефардской общины Земли Израиля, автор важной алахической книги «Лев Марпе», знаток Талмуда и законоучитель, сегодня — годовщина его смерти.

Законы лашон а-ра

БЕРЕГИ СВОЮ РЕЧЬ. Часть 2. Глава 10

4. Злословить о том, кто причинил нам вред

Предположим, нас обманули, унизили или обидели. Неприятно! Тем не менее, рассказывать об этом другим запрещено.

Мы можем сочинить оправдание: дескать, единственная наша цель — упрекнуть нарушителя и добиться, чтобы он так больше не поступал. Не будем верить этому самообману! Ведь на самом деле, сознаемся, нами движет желание отомстить.

Посмотреть полностью


Цдака и маасер

ЛЮБОВЬ К БЛАГОДЕЯНИЮ. Часть 2. Глава 19. Как правильно распределять маасер (десятину). Законы хомеша (пятой части)

1. 3. Кроме того, за это (если человек отделяет маасер в пользу тех, кто трудится над Торой) Писание обещает, что к человеку в дом придет благословение, как сказано: «Принесите весь маасер в хранилище, и будет пища в Доме Моем, и испытайте Меня… Я ли не открою вам источники небесные, и изолью на вас благословение безграничное?..» То есть, вследствие того, что «будет пища в Доме Моем», коэны и левиты смогут заниматься Торой Всевышнего. А за это — «и изолью на вас благословение безграничное», потому что туда, где появляется талмид хахам, по словам мудрецов, сразу приходит благословение. [Это сродни тому, что мудрецы писали в трактате Хулин: «Не следует давать дары, <полагающиеся коэнам>, коэну-неучу, как сказано: “И велел народу давать порции коэнам и левитам, чтобы укреплялись в Торе Г-спода…”». Примечание автора.] А если человек не может отдать им весь маасер, пусть постарается отдать хотя бы бо́льшую часть или половину (в книге «Шита Мекубецет» доказано, что наш маасер подобен маасеру, отдаваемому коэнам и левитам, чтобы укрепились в Торе Всевышнего).


Комментарий к недельной главе

ГЛАВА ВАЕХИ

Наша недельная глава называется «закрытой», потому что начинается с той же строки, которой завершается предыдущая, и даже интервал в девять букв не отделяет ее от предыдущей.

— Почему же наша глава «закрытая»? — спрашивает Раши, открывая нам духовный смысл названия.

— Потому что вскоре после смерти Яакова «закрылись» глаза и сердца евреев из-за страданий в рабстве. Другое объяснение: эта глава «закрытая», потому что Яаков пожелал раскрыть своим сыновьям время конца страданиям, но это было «закрыто» от него.

Эти два ответа Раши не противоречат, а дополняют друг друга. В соответствии с первым ответом, наша глава «закрытая», потому что знаменует начало египетского рабства. А в соответствии со вторым, Яаков потерял пророческий дар, решив раскрыть сыновьям тайну конца египетского рабства.

Но почему в начале изгнания Яаков решил говорить об избавлении? Яаков открыл сыновьям секрет: тьму можно преодолеть лишь верой в свет, а изгнание — верой в избавление!

«Не бойся спуститься в Египет, — обратился Всевышний к Яакову. — Я сойду с тобой… и Йосеф закроет твои глаза!» (Берешит, 46:1—4).

«Это не только обещание Яакову, что когда он умрет, то его любимый сын, исчезновение которого он оплакивал двадцать два года, закроет ему глаза. Это также обращение ко всем потомкам Яакова никогда не отчаиваться! — писал Хофец Хаим. — Если человек теряет надежду и силы из-за тяжести страданий, то пусть вспомнит о чудесном освобождении Йосефа из тюрьмы и его возвышении в Египте, и пусть сердце его наполнится верой в разрешение стоящих перед ним проблем!»

«И жил Яаков в земле Египетской семнадцать лет» (Берешит, 47:28), — так начинается наша глава. Яаков преодолел четыре испытания в своей жизни: ненависть Эйсава, обман Лавана, плен Дины и продажу Йосефа. Эти четыре испытания Яакова являются пророческими символами четырех изгнаний, которые придется преодолеть его потомкам: Вавилон, Персия, Греция и Рим. Последние семнадцать лет жизни Яакова — это пророческий символ грядущего триумфа добра над злом и прихода Машиаха. Дело в том, что число «17» является суммой цифрового значения букв слова «ТОВ» — «хорошо» (Т-9, О — 6, В — 2). Этим Тора намекает, что не только Яаков, но и его потомки преодолеют испытания изгнания, страдания, и в конце концов все будет хорошо!

Посмотреть полностью

Получайте этот листок на имейл ежедневно!