Темы: Женщина, Беременность, Роды, Хана Лернер, Положение женщины в обществе, Материнство
Добрый день! Большое спасибо за труд! Хочу задать вопрос, который давно меня беспокоит. Известно, что в иудаизме очень серьёзное отношение к обязанности «плодиться и размножаться». И что с точки зрения закона эту обязанность должны выполнять только мужчины, хотя роль матери — одна из важнейших женских ролей. Я хотела бы узнать о ситуации женщин, которые либо абсолютно бесплодны (то есть абсолютно понятно, что с медицинской точки зрения беременность невозможна), либо имеют серьезные физические/психические проблемы, которые опять же не позволяют женщине иметь детей. Вопросы: 1. Имеет ли она право выйти замуж? За кого? Мужчины обязаны иметь детей, значит, она не может выйти замуж за среднестатистического мужчину. С другой стороны, бесплодным мужчинам запрещено жениться. Она должна разводиться каждые десять лет? Но это абсурдно, так как все было известно заранее. Ситуация кажется безвыходной. 2. В чём социальная роль такой женщины? Верно ли, что она как бы не реализует себя до конца (как следует из объяснения к левиратным бракам)? Или это касается только мужчин? Большое спасибо за ответ. N.
Уважаемая N.!
Вы правы, с точки зрения Торы на женщине не лежит обязанность «пру у-рву» («плодитесь и размножайтесь»). Есть несколько причин для этого. Во-первых, в Торе (Берешит 1, 28) сказано: «…и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею (буквально: “завоевывайте ее”), и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле». Мудрецы делают вывод: женщины не завоевывают землю, значит, и все остальные повеления в этом стихе относятся к мужчинам. Во-вторых, Тора не приказывает человеку делать то, что приносит ему страдания — вынашивать, рожать. В-третьих, желание иметь детей заложено в самой природе женщины, ей не нужны для этого повеления.
Женщина, которая по разным причинам не может иметь детей, может выйти замуж за человека, у которого уже есть дети, т.е. за такого, который уже выполнил свою мицву (обязанность) «пру у-рву». Это может быть вдовец, разведенный.
Бесплодному мужчине разрешено жениться, если он способен вступать в интимные отношения. Если он женится на бесплодной женщине, у них есть возможность усыновить ребенка.
Способность или неспособность иметь детей не зависит от человека, это то, что дает или не дает Всевышний. У некоторых больших праведников и праведниц не было детей, и они реализовали себя через помощь другим людям, через учеников, через множество других заповедей. Женщина, которая хочет реализовать свое материнство, может растить детей своего мужа, приемных детей, быть воспитательницей в детском саду, учительницей в школе, наставницей для молодежи, просто хорошим человеком, помогающим другим.
Желаю Вам успеха в личной жизни и самореализации.
С уважением, Хана Лернер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.