Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Сколько принято зарабатывать женщине в харедимном обществе?

Темы: Еврейская женщина, Муж и Жена, Роли супругов, Работа, Эстер Оффенгенден

Я слышала, что в харедимном обществе не принято, чтобы женщина зарабатывала больше мужа. Так ли это?

Отложить Отложено
Отвечает Эстер Оффенгенден

Замечательный вопрос. Этот вопрос дает возможность затронуть тему денег в семье — одну из самых неоднозначных, сложных для обсуждения и, одновременно, абсолютно базисную — невозможно в современном мире прожить даже дня, не столкнувшись с деньгами в той или иной форме.

Давайте сначала прямо ответим на сам вопрос.

Нет.

Не правда. Даже в какой-то мере нонсенс. Представьте, например, семью, в которой решили, что жена хочет полностью освободить мужа от необходимости кормить семью ради того, чтобы он целиком посвятил себя изучению Торы, и взять эти заботы на себя. Может ли в такой ситуации быть «не принято, чтобы женщина зарабатывала больше мужа»?

Или обычная семья аврехим — стипендия в колеле такова, что жене было бы практически невозможно найти работу, если бы в харедимном обществе было не принято зарабатывать больше мужа!

В харедимном обществе есть разные семьи — как в любом другом обществе. Принято, чтобы женщина зарабатывала больше мужа, и чтобы муж зарабатывал больше жены, а также, чтобы оба зарабатывали одинаково. В условиях кризиса даже может быть принято временно не зарабатывать.

Ответственность за заработок в харедимном обществе лежит на муже. Каким образом он воплощает эту ответственность в жизнь? Примет семья решение, что муж будет зарабатывать, или «крутить гмахи», или жена станет ему помогать, или выберет любой другой путь — решение каждой конкретной семьи.

На самом деле, этот вопрос очень… нехаредимный. Я хочу сказать, что трудно представить человека, выросшего на историях о Рахель и раби Акиве (ведь когда раби Акива ушёл учиться, Рахель не только жила одна и зарабатывала на всю семью, но и продала свои волосы, чтобы послать ему денег), авторе Кли Якар и его бабушке, магазинчике, который содержала жена Хофец Хаима (а он не позволял ей открывать магазин во второй половине дня, чтобы не создавать конкуренцию) и сотнях других подобных в каждом поколении, который сомневался бы, хороша ли для семьи ситуация, когда жена зарабатывает больше (или вообще только она зарабатывает).

Дело в том, что деньги — тема окруженная штампами, причем штампами противоречивыми. Было бы очень интересно проследить, что мы думаем про деньги — и насколько это соответствует действительности, например:

Деньги — грязные.

Денег много не бывает.

Кто платит, тот и заказывает музыку.

Или: в семье глава — муж, потому что он — кормилец.

Когда возникает вопрос, связанный с деньгами, наши привычные — и отнюдь не харедимные — представления, наши страхи и мифы, в которых мы росли, начинают играть важную, но очень не положительную роль в семейных отношениях.

Прибавьте к этому, что деньги — тема, о которой… не говорят.

Не красиво. Не интеллигентно. Не принято.

В Америке было проведено исследование, показавшее, насколько про деньги — не говорят. Оказалось, например, что работодатели без малейших проблем могут платить совершенно разную зарплату людям, не просто выполняющим одну и ту же работу, но и сидящим в одной и той же комнате, так как они об этом не узнают — ведь о деньгах не говорят.

Когда мы о чём-либо не говорим в семье, это — источник проблем. Разговоров о деньгах невозможно избежать, но обсуждается ли эта тема на самом деле, или только даются директивы, высказываются обиды и критика, накапливается недовольство и непонимание?

Я встречала семьи, проблемы в которых начинались, когда жена начинала

зарабатывать больше мужа. Казалось бы — как здорово! — будет меньше материальных сложностей, жена может чувствовать себя удачливой, муж — радоваться за нее. Вдруг у обоих выплывают те самые штампы — стоп! Кто в доме хозяин? Можно ли уважать меня/его если не приносит денег в дом? Кто кормилец? Кто заказывает музыку?

И оказывается, что речь не о деньгах, а о власти. Ответственности. Контроле.

Прибавьте неспособность говорить об этом открыто и спокойно — вот и конфликт.

Может быть и другая ситуация. В семье настолько не принято обсуждать тему денег, что оказывается: всё легло на одни плечи, как-то так сложилось, и что делать — непонятно.

Деньги можно сосчитать, но не количество денег важно, а то, кем мы себя видим и как чувствуем в своей семье.

Есть ответственность мужа и ответственность жены.

Есть способности мужа и способности жены.

Есть реальные возможности мужа и реальные возможности жены.

Есть жизнь — которая течет, меняется, ставит новые задачки.

В харедимной семье есть установленные роли мужа и жены. Установленные — а не купленные. Мы стараемся идти по жизни вместе, а у кого складывается лучше на работе — не самый важный фактор.

Можно сделать несколько упражнений.

  1. Напишите на листке максимум пословиц, выражений, идей относительно денег.
  2. Найдите те, которые противоречат друг другу (например: «Не в деньгах счастье» — «Лучше быть здоровым и богатым»).
  1. Подчеркните те фразы, в которые Вы верите.
  2. То же самое — Ваш партнер.
  3. Примите за аксиому, что в каждом мнении есть элемент истины. Попробуйте обсудить те идеи, по поводу которых у вас расхождения.

Удачи!


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.