Темы: Ципора Харитан, Мировоззренческие вопросы, Еврейская женщина, Положение женщины в обществе
Я еврейка, мне нравится моя религия, нравятся ее ценности, которые призывают к доброте, милосердию и состраданию. Но, когда читаю некоторые отрывки об ущербности женщин, о недостатке ума у девочек, меня охватывает сильное смятение: как такая религия может быть истинной? Разве Всевышний не соразмерил всё по справедливости?
Я всегда жила по велению Божьих законов, стараясь, к примеру, избегать сплетен, злословия в адрес других людей, делая упор на учебу и становление своей личности. Всегда была убеждена в том, что перед Богом мальчик и девочка рождаются с равными правами, что интеллект не зависит от половой принадлежности.
Но если религия, которой следую, утверждает, что я неполноценное существо по сравнению с мужчиной, то стоит ли исповедовать эту религию? Я не хочу отрекаться от веры, не хочу становиться агностиком, хочу лишь понять этот момент. N.
Уважаемая N.,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Потому что он — один из самых актуальных в нашем сегодняшнем мире, помешавшемся на «равенстве».
Иногда думаю: когда уже потребуют от пчел давать молоко, а от коров — производить мед, чтобы добиться полного равенства между всеми живыми существами?
Мне представляется, что Творец не создавал бы двух видов существ, у которых была бы абсолютно одинаковая функция, поскольку это просто нелогично. Даже хороший хозяин небольшой мастерской не ставит двух работников делать абсолютно одинаковую работу. Разве что случится очень большой заказ.
Уверена: не может быть, чтобы мужчина и женщина были сотворены для одной и той же роли. И я отнюдь не чувствую себя несчастной или подавленной из-за того, что моя роль — иная, чем у мужчины.
Что касается «справедливости», то нигде ее нет больше, чем в еврейской Торе. И позвольте процитировать Вам из книги Бемидбар (5:6): «И Господь сказал Моше, говоря: Говори сынам Исраэля: если мужчина или женщина сделает какой-либо из грехов против человека, совершая преступление против Господа, и провинится душа эта…» Говорят мудрецы в Талмуде (Псахим 34а): «(этим стихом) уравняло Писание мужчину и женщину во всех наказаниях, (полагающихся за нарушение запретов) Торы».
То есть, скажем, если произошло прелюбодеяние, не звучит «замечательная» фраза, которую по сегодняшний день можно иногда услышать в судах: «Она его соблазнила». А понятно, что оба несут одинаковую ответственность, если нарушили запрет Торы.
Что касается предписывающих заповедей, то, по-моему, давать мужчине и женщине одни и те же заповеди — это всё равно, что предлагать анестезиологу провести хирургическую часть операции. Но давайте вообразим операционную, в которой, не дай Б-г, не будет хорошего анестезиолога… Даже самый гениальный хирург не сможет оперировать. Пациент просто сбежит из операционной.
Так вот, Всевышний, создав мужчину и женщину разными (даже психологи сегодня говорят, что речь идет о другой структуре мозга и о совершенно разном мышлении), дал им разные роли. Главное в роли Женщины — это ее материнство. Недаром ее называют «Хава» = «мать всего живого» (Берешит 3:20). А Мужчину нигде не называют «отцом всего живого», хотя физиологически он им был. Но это не было его главным предназначением.
Поэтому предписывающие заповеди у мужчины и женщины разные, и женщина в большинстве случаев освобождена от таких заповедей, которые нужно соблюдать в точно установленное время. Так как она в это время может быть занята совершенно другими делами, связанными с заботой о семье.
И даже в наше время, когда женщины посвящают себя работе вне дома и карьере, большинство Вам ответит, что мысли о детях продолжают занимать их даже на работе. И уж, во всяком случае, после нее.
Конечно, мы всё время стремимся к «равенству», поэтому в Израиле сегодня вместо того, чтобы продлить женщинам декретный отпуск и позволить больше времени посвятить новорожденному, ввели декретный отпуск для мужчин. Но я по-прежнему убеждена, что кроме самых редких случаев, когда женщина не находит себя в роли матери в силу проблем в воспитании или психическом здоровье, для матери и ребенка естественно, чтобы функцию выращивания ребенка выполняла мать.
Кстати, в Швеции, где, по-моему, тоже ценят и уважают демократические права обоих полов, оплачивают декретный отпуск в течение года (!!!) даже домохозяйкам, которые до этого не работали. Так как считается, что они выполняют общественно важную функцию, рожая и растя детей.
При этом, когда женщина выполняет заповеди, данные мужчинам, например, учит Тору, ей тоже полагается за это награда в Высшем мире. Но не в этом основная цель ее служения Всевышнему.
Что касается женского разума, то уже наши мудрецы говорили, что женское мышление отличается от мужского. В молитве «Амида» мы просим, чтобы Б-г нам дал «хохма, бина вэ-даат». Мудрость, интуицию и логику.
Так вот, мудрость, т. е. интеллект, дается в равной степени и мужчинам, и женщинам. И наши мудрецы не раз упоминают «наших хохманиёт» — мудрых женщин. Интуиция считается намного более развитой у женщин (бина йетэра, как сказано в Талмуде, Нида 45 б), а о женской логике сказано, что она «кала» — «легкая».
То есть, если мы будем честны с собой, то признаем, что в эмоциональных порывах у женщин логика часто работает слабо, а иногда и вообще исчезает. (То же самое может произойти у мужчины, если задета его честь или самолюбие).
Поэтому, когда речь идет о взаимоотношениях полов, нередко можно услышать высказывания, которые звучат нелогично и неразумно, — когда люди задеты, в них говорит не логика... Но это никак не влияет на мудрость религии, которая дала точные общие указания, как человеку правильно себя вести, чтобы выполнять волю Всевышнего, что и является главной человеческой задачей.
Поэтому думаю, что Вам не нужно начинать стыдиться своих религиозных взглядов и превращаться в агностика. Тора дает очень глубокие и продуманные Самим Всевышним ответы о правильном человеческом поведении.
С уважением и пожеланием еще больше укрепить свое уважение к религии, Ципора Харитан
N. B.:
К сожалению, часто раздаются всяческие псевдорелигиозные высказывания на тему «женщина — друг человека», когда пытаются обрывочными цитатами подтасовать идеи, «доказать», что женщина обязана беспрекословно подчиняться мужу, так как ему дан разум в семье. Но из слов мудрецов и Закона это просто не вытекает.
А, как известно, любой текст, в том числе, к сожалению, и самый святой, можно использовать в личных интересах «идеолога», если цитировать только отрывок, не упоминая о контексте.
У меня когда-то был замечательный преподаватель истории, который показывал нам, как, вырывая вещи из контекста, можно «доказать» любую нелепость. И приводил такой пример: можно «доказать», что Тора требует от человека сойти с ума. Нужно только «вовремя» оборвать цитирование стиха в Дварим (28:34): «И сойдешь с ума от зрелища пред глазами твоими, которое ты увидишь». Вне контекста первые слова этого стиха будут поняты как: «И стань сумасшедшим» (вэ-hаита мешуга)…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.