Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Нерелигиозные родители
Шалом! Моя мама не соблюдает традиции. До отъезда в Израиль мы жили вместе и я ела, то, что она готовит (из кошерных продуктов, зная основные принципы кашрута), 5 лет я была в Израиле, после этого мама тоже приехала. Для нее очень важно готовить для нас. То, что она не соблюдает и, конечно, не очень разбирается в тонкостях кашрута, не вызывает сильного желания это есть. С другой стороны, я знаю, что ее сильно обидит мой отказ. Как быть в такой ситуации? Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Очень ценю, что Вам действительно важно найти вариант, который бы не обидел маму. Но трудно надеяться, что человек, который мало разбирается, будет готовить кашерно. Существует ли возможность договориться, чтобы мама готовила супы, компоты, салаты и какое-нибудь печенье парве (не мясное и не молочное), но не готовила мясных и молочных блюд? Т.к. проблемы возникают в основном с ними. Если мама готова будет принять этот вариант, нужно отделить «парвенную» посуду и попросить готовить только в ней. Если начнутся разговоры на тему, что это все глупости и она все знает, то ничего не поделаешь — лучше поссориться один раз, чем ссориться постоянно. Можно попробовать договориться, что вы вместе учите основные правила кашрута, потому что они сложнее, чем кажется на первый взгляд, и когда вы вместе все выучите, то Вы готовы маме доверить больше — при условии, что она Вам честно расскажет, если ошибется. Что, кстати, случается со всеми начинающими. Если же мама человек, для которого это все — полумеры, и она не хочет себе этим «морочить голову», то придется объяснить, что вы ее очень цените, любите и уважаете, но, будучи религиозными, не можете есть пищу сомнительной кошерности. А проблема не в маме, а в том, что человек, который основательно не изучил эти правила, не может не ошибаться на кухне. И для этого даже в кошерных ресторанах необходим постоянный контроль третьего лица. Постарайтесь говорить об этом очень спокойно и уважительно, но — чтобы было абсолютно понятно: варианта, при котором вы бы ели пищу сомнительного в ваших глазах кашрута, просто не существует. Если пойдут разговоры об уважении к родителям, то Вы еще раз повторите, что это, не дай Б-г, делается не от недостатка уважения, а потому, что религиозному человеку так нельзя — и все. И от этого Вы уважаете маму ничуть не меньше, но просто так нельзя — и все.
Желаю Вам найти вместе с мамой какой-нибудь компромисс, который вы обе сможете принять.
С уважением, Ципора Харитан
P.S.:
Если мама согласится учиться, есть очень хорошие книги на русском языке, которые объясняют и практику, и смысл соблюдения заповеди о кашруте.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ