Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика; следует быть отходчивым и не гневливым»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 10
Кто знает, какой ребенок будет главой будущего поколения

«И послала свою рабыню»(Шмот, 2:5)

Рассказал Хафец Хаим, благословенна память праведника, историю из жизни. Магид из Дубны, благословенна память праведника, шел по улице города и увидел нищего слепца. На нем была рваная одежда, а за его руку держался маленький мальчик и водил его по улицам. Другой человек равнодушно прошел бы мимо. А если он был бы наделен чувствительным сердцем, то вздохнул бы, видя страдания, существующие в мире. А если бы у него было благодарное сердце, он воздал бы благодарность Творцу за чувство зрения… У Магида из Дубны было сердце и чувствительное и благодарное, но более всего — милосердное. Он остановился и поздоровался с ними. «Братья мои, откуда вы?» — спросил он.

Горько было на душе у слепого, и он не ответил. А мальчик посмотрел на Магида печальными глазами и сказал, что это его отец, а мама умерла. Он рассказал, что холодно им в сыром доме, но нет у них дров, чтобы затопить печь.

«С кем ты там разговариваешь, — отругал его слепой, — пойдем дальше».

«Подождите, — сказал Магид. — Скажи мне, пожалуйста, вы уже ели?»

«Нет, — ответил мальчик. — Я возьму папу в дом поддержки бедняков города, там мы поедим, а потом вернемся домой».

Не было нужды спрашивать мальчика, учится ли он. В его положении он был освобожден от учебы Торы. «Пойдемте со мной, — сказал Магид, — я накормлю вас сытной трапезой, намного лучшей, чем в доме поддержки». На лице мальчика промелькнуло выражение благодарности. Магид отменил намеченные планы и привел их в свой обогретый дом. Он накрыл для них стол и позаботился, чтобы они сытно поели. После этого даже слепой отец оттаял.

«Вкусно, — сказал он, — приятно здесь».

«Может быть, вы согласны жить здесь? — спросил Магид. — Я выделю вам теплую комнату, и три раза в день вы будете есть такую трапезу. Бесплатно». И поспешил добавить: «А мальчик будет учиться в хедере. За мой счет, разумеется».

Отец колебался. Глаза мальчика загорелись надеждой. В конце концов, отец согласился попробовать. Они стали жить в квартире Магида, и он терпел все — более велика заповедь принятия гостей, чем принятие Шхины (Трактат Шабат, 127).

Мальчик стал расцветать. Он получал пропитание и одежду, ходил учиться и был принят сверстниками. Спустя годы отец умер, а мальчик продолжил учиться в ешиве. Выяснилось, что у него поразительная память, он ничего не забывал из выученного. Он все схватывал на лету, его ум был остр, как бритва, качества чисты, как масло, душа чиста как хрусталь, постоянство и усердие в учебе — непрерывны. Очень скоро он приобрел себе доброе имя, женился и стал главой рабанута в городе Броды, а его имя почитаемо во всех последующих поколениях — и это не кто иной, как большой гаон раби Шломо Клугер, благословенна память праведника.

А теперь представим себе, что случилось бы, если бы Магид вздохнул и прошел мимо, а мальчик продолжил бы вести своего отца в дом поддержки. Что потерял бы народ Исраэля, что потерял бы мальчик — и сколько потерял бы Магид.

Знала ли, Батья, дочь фараона, кого спасает, когда протянула руку? Представляла ли, что мальчик — Спаситель Исраэля, отец пророков, и, благодаря ему, ее будут помнить вечно?!

На самом деле, каждый еврейский мальчик — как Моше в корзине, и нет у нас понятия, какое блистательно будущее есть у него, возможно, что он будет главой поколения, если ему будет дана возможность.

Удовлетворимся ли мы вздохом и пожатием плеч, или протянем руку, как Батья. Откроем ли руку, как Магид из Дубны. И все плоды, до конца поколений, будут поставлены нам в заслугу?! Поддержим делом и деньгами, насколько это возможно, воспитанием по Торе. И, прежде всего, вложим максимум в наших сыновей и дочерей. Кто знает, может быть, они будут светить в следующем поколении. (Мааян ашавуа)

Сон про белую булку

«Убить меня ты хочешь»(Шмот, 2:14)

Неизвестны многие рассказы, о которых святой раби Эльханан Вассерман, да отомстит Ашем за его кровь, говорил, что рассказывать их — заповедь, Подобно рассказу о чуде из книги «Бэ суфа убэ сэора», рассказывающей о жизни гаона, раби Шмуэля Вайнтруба.

Ученики ешивы «Новардок» самоотверженно действовали, в среде молодых людей, находящихся в духовной опасности, чтобы привести их в дом учения. Около тысячи юношей, благодаря им, стали учить Тору.

И в городе Житомире была основана ешива под руководством раби Давида Бодника. Происходило это во время власти злодеев-петлюровцев, да сотрутся их имена и память. Они бесновались и проводили погромы везде, где могли.

В ту неделю, когда произошло чудо, раби Давид не находился там, и главу ешивы замещал раби Кальман Авраам Гольденберг вместе с избранными учениками.

В день святой субботы не успел раби Авраам поесть третью трапезу и задремал. И во сне он увидел белый хлеб, который в те дни невозможно было найти из-за большой бедности. Ученикам ешивы приходилось есть только сухой хлеб. И был этот сон чудом.

Ученики продолжали учиться и после того, как наступил вечер субботы, и стало темно.

После вечерней молитвы постановил раби Кальман Авраам, несмотря на страх перед погромщиками, зажечь свечу, чтобы не отменять учебу Торы, так как заслуга изучения Торы, конечно же, будет стоять за них и спасет от всех бед.

Так продолжали ученики ешивы учебу до десяти часов. В это время им подавали хлеб и горячую воду для исполнения заповеди трапезы «проводов царицы-субботы». Вдруг послышался стук в окно, и показались петлюровцы. Раби Кальман Авраам, как исполняющий обязанности главы ешивы, подошел к дверям и стал просить погромщиков пощадить юношей, среди которых находились сын раби Эльханана — раби Симха Вассерман, сын раби Исера Зальмана Мельцера и раби Исраэль Шапиро, по прошествии времени ставшего машгиахом ешивы в Межериче.

Он объяснил главарю погромщиков, что они не бунтовщики, а ученики Торы. Но его слова не помогли. Раби Кальман не отступал и сказал главарю шайки, что «если вы убьете нас, будет у вас большой грех перед Ашемом благословенным».

Главарь разразился смехом и сказал: «Дурак, кто будет говорить мне, что делать, все зависит от меня. Захочу — застрелю тебя прямо сейчас».

При этих словах он вытащил револьвер и направил его на раби Кальмана Авраама.

Но раби Кальман не сдвинулся с места. Его лицо не изменилось, и к удивлению всех присутствующих он ответил спокойно и сдержанно: «Ты только думаешь, что можешь. Если Святой, благословен Он, не захочет, ты не сможешь выстрелить в меня».

Солдат, услышав слова раби Кальмана, содрогнулся. Он сунул револьвер в кобуру, но не оставил юношей, и приказал своим людям отвести их в лес, чтобы убить там.

Однако юноши, видя спокойствие своего рава, не испугались и попросили, чтобы глава шайки дал им разрешение помолиться перед смертью.

Тот согласился, и юноши стали молиться с большой сосредоточенностью, думая, что это их последняя молитва в жизни. Сразу после этого их повели в лес

Но Страж Исраэля хранит остаток Исраэля. Бандиты заблудились, и вместо того, чтобы пойти в лес, где они обычно убивали свои жертвы, пришли прямо к дому, где жил их глава — Владимир Богарский.

Он спросил у своих людей, кого они привели, и когда ответили ему, что это евреи-бунтовщики, велел им Богарский оставить их у него, а он уж разберется с ними… Богарский приказал отвести евреев в подвал. Когда солдаты ушли, пришел Богарский и сказал юношам: «Я знаю, что вы не бунтовщики, и при первой возможности освобожу вас, но сейчас неподходящее время для этого. Вы пробудете здесь несколько дней, пока я не смогу освободить вас».

Ученики ешивы находились в подвале в течение трех дней, учились и молились там, и им приносили туда еду. А в один из дней им принесли… белый хлеб. На лице раби Кальмана Авраама появилась улыбка, когда он вспомнил свой сон про белый хлеб… Даже воды для омовения рук было у них в изобилии, даже подушки и одеяла.

На четвертый день пришел Богарский, освободил их и выдал каждому синий билет, дающий право ездить по всей России.

Когда раби Эльханан Вассерман был в Америке, то просил раби Кальмана Авраама подробно рассказать ему эту историю, несмотря на то, что несколько раз слышал ее раньше. Он хотел снова и снова слышать ее, говоря, что есть в этом заповедь «рассказывайте обо всех чудесах Его». (Бархи нафши)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Извиниться ли перед человеком, которому я причинила сильную боль?

Сегодня, отвечает Ита Минкина

Муж не считает меня за человека

27 марта, отвечает Рав Ашер Кушнир

Рассказать о причинах развода с бывшим супругом — это злословие?

26 марта, отвечает Хана Лернер

Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше