Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смотреть в прошлое с благодарностью
\"Копирование

«Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон будут мне» (Ваехи, 48:5)

Чудесный мир расцветает здесь, на наших глазах. Мир Торы и изучающих Тору. Учебные заведения Торы для детей заполнены до отказа, ешивы процветают. Аврехи анализируют Тору, сочиняют серьезные книги по алахе и мусару (морали). Счастлив народ, чей удел таков, счастлив народ, что Г-сподь — Б-г его.

Немного света рассеивает много тьмы, а большой свет — тем более. Семинары по возвращению к тшуве полны до отказа, народ, разочаровавшийся в разбитых и сухих колодцах, стекается к месту живой воды, жадно пьет из вечного источника. Небеса готовят нас к великому времени, когда дух небес пробудится в нас, и мы будем служить Ашему всем сердцем, да сбудется это вскоре, в наши дни. И если ядовитые средства массовой информации, собрав силы, проводят бой, а нечистота усиливается, как пламя свечи перед тем, как погаснуть, и миссионеры норовят лягнуть копытом, все это раскрытие сатана перед уходом его из мира, последние судороги агонии.

Но хотя мы видим своими глазами признаки Избавления, наш долг также посмотреть назад, с чувством благодарности.

Благодарность — кому?

Откроем нашу главу и поймем.

Когда праотец Яаков спустился в Египет, он нашел Йосефа, наместника фараона, и двух его сыновей до того, как им исполнилось десять лет, Менаше и Эфраима. Великолепные дети, воспитанные праведником Йосефом. После прихода Яакова и колен Ашема, их детей и внуков, семидесяти душ, праведных и святых, родились у праведника Йосефа еще дети. Они знали своего великого деда — праотца Яакова — с детства. Росли у него на коленях, видели с младенческих лет сияние его лица и величие, святость и возвышенность.

Перед кончиной сказал праотец Яаков сыну: «Два сына родились у тебя в земле египетской до моего прихода к тебе, мои они. Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон будут моими. А дети, которых ты родишь после них — твоими будут». А мы стоим и удивляемся — ведь на первый взгляд должно быть наоборот: те, кто родились на твоих коленях, будут считаться твоими. Но те, кто родились и воспитывались, не зная своего великого деда, как могут считаться его сыновьями?

Но высказал рав, автор книги «Дараш Моше», благословенна память праведника, возвышенную идею, заключенную здесь: те, кто родился после того, как колена со своими домами спустились в Египет, и все увидели их величие — нет в этом большой заслуги. Но Менаше и Эфраим, выросшие в Египте, в среде идолопоклонства, в духовной пустыне, где в изобилии водятся дикие звери, и, несмотря на это были святы, они — плоды воспитания деда, великого светоча, праотца Яакова. Плоды его вклада в сына Йосефа, который устоял во всех испытаниях в чужой земле и вырастил своих великолепных потомков. Эти потомки, по свидетельству Яаков, «мои они»!

И мы скажем, что счастливы жить в поколении, в котором процветают учреждения, где дети воспитываются в соответствии с Торой, а пустое воспитание показало свою несостоятельность. Свет усиливается, и тьма отступает, Но мы должны поднять с благодарностью глаза к нашим родителям, бабушкам и дедушкам, которые вырастили своих потомков в голой пустыне, пройдя тяжелые испытания и бедственные времена, с радостью принесших жертвы, чтобы воспитать своих сыновей для чистой веры, Торы и заповедей. Их сила — от силы наших праотцев была, от воспитания, полученного в отцовском доме в изгнании, от возвышенного наследия поколений, слез матери и отцовского воспитания. Жизни чистой и сияющей, которая врезалась в сердца навеки, и их пламя горит мощно, передавая освещающий факел будущим поколениям, чтобы продолжить золотую цепь, тянущуюся от Дарования Торы. (Мааян ашавуа)

Благословение отца из глубины души

«И увидел Исраэль сыновей Йосефа и спросил, кто эти» (Ваехи, 48:8)

Во время второй мировой войны захватили проклятые немцы, большие части государства Мороко. В городе Боднив, где равом был Баба Сали, благословенна память праведника, находилась укрепленная тюрьма, куда захватчики посадили бывших правителей, и среди них известного наместника Аль-Хаж Тами Эль Гилави. Его мучили, унижали и издевались до назначенного дня его казни через повешение.

В день суда водили его по улицам города, закованного в кандалы, под усиленной охраной. Когда он проходил по улицам еврейского квартала, то увидел рабейну Баба Сали, который вышел на порог своего дома. Остановился он и спросил: «Еврей, есть ли у тебя сын?»

Остановились с ним сопровождавшие его солдаты послушать беседу главы вражеского правительства, опасного заключенного, с еврейским равом. Увидел это рав, и дрожь охватила его. Кто знает, не выйдет ли из этого навет типа «соучастник во вражеской деятельности». А отношение немцев к евреям известно. Они только повод ищут, чтобы уничтожить, убить, истребить… Но свергнутый правитель хорошо относился к евреям, и, кто знает, может быть, он даже вернется к власти. Положился рав на Ашема и ответил: «Да, есть у меня единственный сын».

«Как его зовут?» — спросил свергнутый правитель.

«Меир», — ответил рав.

«Тогда благослови его», — велел бывший правитель.

Рав, взволнованный напряженностью создавшегося положения, пробормотал благословение своему сыну.

«Не так благословляют сына, — сказал правитель, — благослови из глубины души!»

Стал рав благословлять с особой силой, а правитель шепнул ему: «Включи меня в свое благословение, чтобы Б-г, Который может все, спас меня из их рук».

Включил рав имя правителя в свое благословение, а когда закончил, отвели правителя на суд. К удивлению всех, правитель был оправдан и вышел на свободу. Первый его шаг после этого был к дому рава. Пришел он к нему и сказал: «Знаю я точно, что в заслугу твоего благословения спасся из рук этих проклятых. Сейчас не время умножать разговоры, но помни: когда пройдет гнев, приди ко мне в мой дворец в Маракеше или в Фесе». Когда закончилась война, пришел Баба Сали в летний дворец правителя в Фесе. После обмена словами вежливости беседа перешла на воспоминания о прошлом суде.

«Одного я не понимаю, — сказал рав, — ты просил благословения, хорошо. Но почему ты просил перед этим благословить моего сына?»

«Как ты не понимаешь, — ответил правитель. — Благословение действует вверху, когда его произносят из глубины души. А какое благословение говорится с большой силой и глубоким чувством, если не благословение отца сыну? Я знал, что если я буду включен в благословение твоего сына, распространится оно на меня тоже и произведет свое действие. И ты видишь, что я сразу же освободился, и судьба моя повернулась к добру. Но теперь я обязан тебе жизнью, так проси, чего хочешь».

Сказал ему рав: «Я прошу, чтобы ты защищал моих братьев-евреев от тех, кто злоумышляет против них и клевещет на них».

Пообещал ему это правитель и исполнил свое обещание. (Авотейну сипру лану, «Сидна Баба Сали»)

Не торопиться благословлять каждого

«И увидел Исраэль сыновей Йосефа и спросил, кто эти» (Ваехи, 48:8)

Раби Мордехай Подеровский, благословенна его память, преданно обслуживал Хафец Хаима в последние годы его жизни и записывал беседы Хафец Хаима и его наставления.

Однажды пришел к Хафец Хаиму старый еврей, вид которого свидетельствовал, что он соблюдает Тору и заповеди. Он привел с собой двух подростков, выглядевших как «дети нового поколения». Он сказал, что это его внуки и попросил благословить их.

Ответил Хафец Хаим: «У ваших внуков хорошая родословная. Однако одной родословной недостаточно. Когда Йосеф-праведник привел с собой двух своих сыновей для благословения, спросил праотец Яаков: “Кто эти?” Не поторопился благословить их в качестве “внуков”… Ведь, может быть, учатся они в египетской школе, может посещают они гимназию… Только когда ответил Йосеф “мои сыновья они”, идущие моими путями, сказал праотец Яаков: “Возьми их, пожалуйста, ко мне, и я благословлю их”…

Так сказал Хафец Хаим, и лицо деда поникло. Рав попал в цель… (Сихот Ахафец Хаим).

Однажды пришли к Хафец Хаиму родители просить благословения на воспитание детей по Торе.

“Воспитание детей зависит не от благословения, а от выбора родителей, их старания и самоотверженности. Много труда требуется для этого”…

“Действительно, это так, — согласились родители, — но в дополнение к этому мы просим благословения”.

А рав за свое: “Это не зависит от благословения”.

Они снова стали просить, но он не ответил. Вышли они разочарованными, с пустыми руками.

Член семьи Хафец Хаима бывший свидетелем происшествия, удивился. Знал он, что обычно рав благословляет родителей от всего сердца, чтобы преуспели в воспитании детей по Торе. Поспешил он выйти за родителями и стал расспрашивать их о сыновьях. Выяснилось, что вместо того, чтобы отдать сыновей в ешиву, они послали их учить науки в Варшаве, и те живут там среди студентов. Сказал он им: “Что удивительного, что рав отказался благословить их? Известна история об отце, пославшего своего сына совершенствоваться в петербургский университет. Возвратился сын одетый в студенческую форму и с бритой головой… Потемнело в глазах у отца и провозгласил он: горе мне, что вижу тебя таким! Насколько я был бы счастливее, если бы ты возвратился из воложинской ешивы в шляпе, а не как сейчас, с бритой головой… Удивилась мать: если ты послал его в Петербург, как он может возвратиться из Воложина???” (Х"Х ахадаш, Нецах а-Тора)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Муж хочет еще ребенка, но у меня в нашей ситуации исчезло всякое желание иметь детей...

Сегодня, отвечает Ита Минкина

Какие формы эгоизма допустимы для религиозного еврея?

26 февраля, отвечает Ципора Харитан

После рождения младшего сына старший начал драться дома, потом в саду, а недавно стал заикаться...

25 февраля, отвечает Ита Минкина