Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему опаздывает Избавление?
Копирование запрещено!

«Нет такого разумного и мудрого, как ты» (Микец, 41:39)

Размышлял я о мидраше на эту недельную главу и понял, почему опаздывает Избавление.

В этой главе рассказывается о снах фараона. Тощие коровы проглатывают коров тучных, сухие колосья истребляют колосья полные и тучные. Сны, все назначение которых — вызволить Йосефа из тюрьмы и возвести на царство. Призывает фараон всех своих мудрецов, жрецов и колдунов и просит растолковать сон. Но нет толкователя.

И гворит Мидраш: толкователи были, но их толкования не входили в его уши. Сказали ему: семь хороших коров, это значит, семь дочерей ты родишь и семь дочерей похоронишь. А семь хороших колосьев — это семь царств ты захватишь, и семь областей восстанут против тебя. И все почему: чтобы последним пришел Йосеф и забрал себе величие. Сказал Святой, благословен Он: если придет Йосеф вначале и растолкует сон, это не будет ему похвалой. Могут жрецы сказать: если бы спросил нас, мы бы уже растолковали его тебе. Нужно было подождать, чтобы утомился и вышел его дух, и тогда чтобы пришел Йосеф и вернул его фараону. И об этом сказал царь Шломо: «всю душу вытащит глупец» — это мудрецы фараона, «а мудрец назад ее вернет» (Мишлей, 29:11) — это Йосеф, как сказано «нет такого разумного и мудрого, как ты».

Ужасно! В тот день был Рош ашана, в тот день было постановлено, что он выйдет из тюрьмы и поднимется к величию. А в тюрьме каждое мгновение, как год. И освобождение задерживается, и Избавление медлит. Почему? Потому что вначале жрецы предложили свой товар, пробовали мудрецы свои силы, предлагали свои решения. И пока последний жрец не сказал своего слова, самый малый мудрец не испробовал свои силы, не позвали Йосефа из тюрьмы. Не пригласили представить свое толкование. Но когда закончили, то сразу: «И погнали его бегом из ямы».

А сейчас, знаете ли вы, почему Избавление медлит? Царь Машиах придет представить свое решение. Настоящее лекарство для всех нужд и недугов: связанных со здоровьем, семьей, экономикой, безопасностью, государством, со всякой областью. Но все это до тех пор, пока развеваются ложные лозунги, и продавцы иллюзий вселяют надежды, раздавая обещания типа «Исраэль ожидает такого-то», «Такой-то хорош для евреев», «Только такой-то принесет мир и безопасность», «Дайте такому-то продолжить»… До тех пор, пока жрецы и мудрецы предлагают волшебства и чудесные толкования, будет стоять Машиах в сторонке и улыбаться. Говоря, пробуйте, пробуйте основать систему образования без веры. Создать общество без ценностей. Разбить цепь поколений и насадить чуждую культуру. Пробуйте привезти сотни тысяч гоев, наводнить землю магазинами, продающими свинину и вырастить коренную антисемитскую, израильскую культуру. Пробуйте, если кто помнит, устраивать встречи между еврейскими и арабскими подростками, поддержать поездки подростков под покровительством официальной миссионерки. Что еще можно попробовать, а вы не попробовали. Бросьте все в этот котел, именуемый Исраэлем, и увидите, какое варево выйдет… Попробуйте на вкус и добавьте того, что не хватает. И скажите, это ли вы имели в виду, съедобно ли это. Ответ известен изначально, как сказал пророк: «И было, когда вкусили от похлебки, возопили и сказали: смерть в котле» (Млахим, 2:4—40). Нет, не этого мы хотели, не об этом мечтали. Мы заблуждались и обманывались.

А идея стара. Это было предсказано с самого начала. В мишне (Конец трактата «Сота») мы учили: «Перед приходом Машиаха увеличится наглость, и все вздорожает. Виноград даст плоды, но вино будет дорогим. Юноши будут стыдить стариков. Сын сквернословить отца, дочь встанет на мать, а невестка — на свекровь. Врагами человека станут его домашние. Лицо поколения — как собачья морда, сын не будет стесняться отца. И на кого мы можем опереться, кроме Отца небесного».

И задается вопрос: почему? Почему с приходом Избавления положение будет так плохо? И ответил машгиах из ешивы «Мир», гаон, раби Иерухам, благословенна память праведника: Машиах придет и предложит решение: служение Ашему, Тора и заповеди. А он не придет, пока не будут испробованы все другие решения, в которых разочаруются. Некоторые полагаются на экономику, но грош исчезнет из кармана, а цены вздорожают. Виноград принесет плоды, но вино будет дорогим, все экономические учения будут опровергнуты. Положение в обществе надежно, правила поведения и обычаи надежны. Семья надежна. Но все обрушится. Когда поймут, что нет ничего надежного, обратятся к древней, но настоящей опоре: «И будет гоняться за любовниками своими, но не настигнет их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: пойду, вернусь я первому мужу моему, ибо лучше мне было тогда, чем теперь» (Ошеа, 2:9).

И тогда, только тогда, волшебники разочаруют, а решения обманут, поднимется экран, выйдет заключенный из ямы, будет положен конец тьме, и придет Машиах.

Тогда зачем ждать, почему не понять с самого начала, что само Избавление — это решение?! (Мааян ашавуа)

Не судить без общего взгляда

«Зачем причинили вы зло мне, сказав тому человеку, что у вас еще брат» (Микец, 43:6)

В мидраше сказано, что Святой, благословен Он, разгневался на праотца Яакова, мир ему, когда тот сказал эти слова, и высказал недовольство: «Зачем говорить тебе, Яаков, и твердить тебе, Исраэль: “Скрылся путь мой от Г-спода, и от Б-га суд мой прошел”. Сказал Святой, благословен Он: Я занимаюсь тем, что возвожу его сына на царство в Египте, а он говорит “почему причинили вы зло мне”» (Берешит раба, 91:10). То есть, должен был праотец Яаков видеть, что от Ашема повернулось так это дело, потому и рассказали Йосефу, и все что делает Милосердный, для добра Он делает (Трактат Брахот, 60).

И также все беды, постигающие человека — это искупление его грехов, и если примет это к сердцу, не будет сердиться вовсе. Пример, на что это похоже — на ребенка, возвратившегося домой, грязного и запятнанного с ног до головы. Берет его мать, моет и чистит. Если он мал и несмышлен, то будет плакать и протестовать из-за боли, которую он чувствует при очищении. А если он разумен и смышлен, то поблагодарит ее и будет рад очищению. (Шем олам)

И еще приводил пример Хафец Хаим, на что это похоже. На покупку. Пришел человек к хозяину предприятия и хотел купить большое количество товара для продажи. Специалист он в этой области: Есть у него тесные связи со многими торговцами в прифронтовых городах, отлажена у него система продажи и система взыскания денег. Обрадовался владелец предприятия, предвидя большие прибыли от совместных действий с опытным и удачливым покупателем. В знак почтения организовал он для него осмотр предприятия, показал ему усовершенствованные и сложные машины, изготавливающие его товары, и техников, обрабатывающих сырье.

Осмотрел покупатель машины и вынес постановление: «Красиво, но я перенес бы эту ручку в сторону, чтобы не уродовала вид. А эти винтики я отменил бы»…

Хлопнул его хозяин по плечу и сказал: «Дорогой мой, занимайся своим делом, а мне дай заниматься своим. Твое дело — продажа, а мое — производство. Поверь мне, что каждый винтик нужен, и всякая вещь на своем месте».

Мораль: Святой, благословен Он, управляет миром, а роль человека — исполнять Тору и заповеди. Как было бы чудесно, если бы человек сосредоточился бы на своем предназначении, занимаясь исполнением Торы и заповедей, предоставив Творцу управление миром по Его желанию не высказывая своего мнения.

Как смешно слышать, когда кто-то высказывает свое мнение, не зная всего в точности, не имея полной картины и широких знаний.

Об этом сказано: «Установления Г-спода истинны, справедливы все вместе» (Теилим, 19:10). Если будет у тебя широкая картина, если увидишь ты все части вместе, поймешь, насколько справедливы Его установления (Хафец Хаим ахадаш, Маим Хаим)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

У жены ПМС. Хочется уйти в лес и жить с медведями…

Сегодня, отвечает Рав Ашер Кушнир

Какие отношения должны быть между моим будущим мужем и моей дочерью?

16 июля, отвечает Ципора Харитан

Что-то такое случилось, что я не понимаю, зачем я здесь и какая цель...

15 июля, отвечает Ита Минкин