Раби Зуся из Аниполи был великим праведником. Рассказывают, как однажды в Хануку он все медлил с зажиганием свечей, хотя время уже пришло. Домашние ждали, а он все не начинал зажигать. Тогда один из детей осторожно напомнил папе, что уже поздно…
— Я не достоин зажигать эти святые свечи, — с тяжким вздохом ответил раби Зуся. — У меня столько грехов!..
И, не успев закончить фразу, неожиданно добавил: «Тот, Кто приказал маслу гореть, прикажет гореть и уксусу!».
Домашние переглянулись — причем тут известный случай с раби Ханиной Бен-Доса? Все знают, что так сказал праведник, когда его дочь по ошибке наполнила субботние светильники уксусом вместо масла. Тогда раби Ханина сказал: «Тот, Кто приказал маслу гореть, прикажет гореть и уксусу!» — и велел дочери зажечь светильники. И случилось чудо, фитили, пропитанные уксусом, горели, словно были пропитаны чистейшим маслом… Но причем тут Ханука и «грехи» раби Зуси?
Объяснил раби Зуся:
— Праведных людей уподобляют маслу, а грешников — уксусу. Зажигать ханукальные свечи предписано и тем, и другим. И если «уксус», то есть злодей, будет зажигать ханукальные свечи, то, быть может, в заслугу их святости загорится и свеча его души светом Торы.
Раби зажег свечи, и, глядя на них, добавил:
— Так произойдет и во время грядущего Избавления. Евреи, далекие от Торы, удостоятся приблизиться к ней. Тогда Тот, Кто приказал «маслу», то есть праведникам, «гореть» светом Торы, велит и «уксусу» загореться светом заповедей.
В Пурим мы читаем Свиток Эстер. В Шавуот — Свиток Рут. Почему же в Хануку нам не предписано читать какой-нибудь свиток? Этот вопрос задает раби Исроэль из Черткова. И отвечает: «Просто война еще не закончена. Она еще идет… На улицах — враг, он соблазняет нас отравленными сластями, ведет пропаганду, пытается осквернить наш стан. В каждом поколении свое испытание. Но не бойтесь. В нашем поколении достаточно сильных воинов. Их главное оружие — Свет Торы, который всегда изгонял тьму».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.