Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Одно против другого создал Б-г

«И я пойду напротив тебя» (Ваишлах, 33:12)

Приближение к Б-гу отдалившихся от Него — бесценная заповедь: нет лучше того перед Святым, благословен Он, чем тот, кто просвещает многих! О чем говорится — о влиянии и наставлении, приветливости и верной заинтересованности. Но от конфликтов и споров надо удаляться, как от огня. По двум причинам: во-первых, спор приводит к противостоянию, человек не любит признаваться в поражении, и потому не нужно говорить ему, что нет для него исправления, и нет для него излечения. И, во-вторых, занимающийся грязным делом, пачкается. Не говорят человеку: согреши, чтобы удостоить товарища (Трактат Шабат, 4). Мидраш рассказывает (Коэлет раба, 1:25) о раби Иеуде Бен Некоса, который спорил с неверующими. Они спрашивают его, а он отвечает. Спрашивают — отвечает. Сказал им: «Нет этому конца, давайте заключим соглашение: победивший дает побежденному по голове тяжелой кувалдой». Согласились они, и за каждый победный ответ он ударял их по голове. Когда закончил спор, увенчавшийся его победой, сказали ему его ученики: «Раби, помогли тебе с небес, и ты победил». Сказал он им: «Идите и молитесь за меня, за мой мех, прежде полный драгоценных камней и жемчужин, а сейчас полный углей» О нем сказано, что от грязи надо удаляться.

Конечно, есть высокие души, удостаивающиеся того, что помогают им с Небес, и они не несут ущерба от споров, как, например, царь Шломо и рабейну Рамбам, однако, кто подобен им, и кто будет подвергать себя опасности.

История об одном просветителе, исследовавшем книги по атеизму, чтобы исполнить слова «знай, что ответить», который при этом ссылался на Рамбама, тоже изучавшем подобные книги. Сказали ему: приведем тебе пример, на что это похоже.

История об одном бедняке, жившем в нищем домишке. Ходил он на урок Торы и услышал как-то, что рав цитирует слова наших мудрецов, благословенна память праведников: «Благословен ты, когда твоя уборная находится рядом с твоим столом» (Бава меция, 107). Удивился он: как странно. Уборная рядом со столом? Ведь она обычно находится во дворе. Посмеялись все над ним: где он живет, в прошлом веке. В новых квартирах уборная дома. Удивился он этим словам. Мир продвинулся. А он остался позади. Вернулся он в свое жилище и отгородил место рядом со своим столом, раскопал землю и объявил, что теперь не надо ходить во двор. Через неделю его позвали к раву: его жена подала иск на развод. Возмутился он: она живет в прошлом веке, не знает, что уборная сегодня находится в доме. Отругал его рав: глупец. Когда есть канализация и система вентиляции, уборная может быть дома. Но без них дом превращается в жилище для свиней…

Мораль ясна: у Рамбама была «система канализации и вентиляции», система фильтрования и проверки, поэтому ему не повредили общие знания. Но когда нет такой системы, мозг превращается в жилище свиней.

Один из наших мудрецов, раби Иеошуа бен Ханания, танай, представлял наши взгляды во дворце римского царя и даже победил в долгом споре с шестьюдесятью мудрецами Атуны.

Раби Иеошуа бен Ханания жил в очень трудное время, в поколении разрушения Храма и неудачного восстания Бар Кохбы. Когда власти были настроены враждебно, и притеснители Исраэля подстрекали и клеветали. В своей мощной мудрости раскрыл он глупость ненавистников и разрушил их замыслы. Когда он заболел, высказали мудрецы Исраэля ему свои опасения: что с нами будет, кто будет противостоять против ненавистников наших, кто будет спорить с мудрецами других народов?

Ответил он им пасуком из нашей недельной главы: «И сказал (Эсав Яакову) давай же, пойдем, и я пойду — напротив тебя».

Какая глубина, какая мудрость заключена в этом коротком ответе! Знайте, сказал раби Иеошуа Бен Ханания мудрецам, Небеса ограничивают силу Эсава, силу неевреев, атеистов и обвинителей всякого рода. Они будут сопровождать нас всегда, восставать на нас, чтобы проглотить, разевать рты и мучить, но сверху им ставят предел: «напротив тебя». Толковал Раши: равно, то есть в полном равенстве. Ибо «Одно против другого создал Б-г», не может находиться в мире такой злодей, как Нимрод если нет против него праотца Авраама. Не может быть, чтобы существовал такой злодей, как Билам, если не стоит против него Моше рабейну. Пророк Ирмияу против Афальтона, праведник Шимон против Аристотеля, и так во всех поколениях. Когда начало «просвещение» подстрекательскую деятельность, Провидение поставило против него хасидское движение и движение мусара, расцвет ешив и центров Торы. И это имеет в виду написанное: «Дающий снег — как шерсть» (Теилим, 116:47). Качество холода — в соответствии с возможностью нагревания, атаку — в соответствии с возможностью защиты. Чудеса силы выбора, чудеса высшего Провидения.

И об этом говорится, что если улица отравлена, вседозволенность колет глаза, ненависть к религии сама превратилась в религию, а насилие — в удар по государству — обязательно есть от этого лекарство, есть от этого средство: «Сказал Святой, благословен Он, Я сотворил злое начало — и сотворил против него Тору, приправу» (Трактат Кидушин, 30). И если отпущены вожжи злого начала, то ведь и Тора распространилась: так много книг на самые разные темы, и все доступно каждому. И можно слушать ежедневный лист Гмары по телефону, дневной урок по мишне и законы об охране языка от злословия, самые разные лекции по Торе. Каждый может перечислить распространившиеся уроки Торы, слушать кассеты на темы Торы. Может и обязан. Чтобы защититься и привить иммунитет, усилиться и возвыситься. (Мааян ашавуа)

Праведники более велики, чем ангелы служения

«И послал Яаков ангелов перед собой» (Ваишлах, 32:4)

Настоящих ангелов (Раши). И следует рассмотреть, кто более велик, человек или ангел? Несмотря на то, что мы знаем, что ангел велик и возвышен, и Иеошуа поклонился ангелу, и Даниель не мог собрать силы при виде ангела. на самом деле, как сказали наши мудрецы (Мидраш, Рейш Ваишлах), человек более велик, чем ангел. Яаков послал ангелов по своему поручению, и воевал с ангелом, и даже победил его. И сказал наши мудрецы (Трактат Санедрин, 93), что праведники более велики, чем ангелы служения. Но как это понять, ведь мы — плоть и кровь, а они — огонь пылающий (Трактат Кидушин, 81)? Это можно понять из притчи, рассказанной Хафец Хаимом, благословенна память праведника.

Во дворце царя состоял на службе командир роты стражников, охраняющих дворец. Одет он был в роскошную цветную одежду с пуговицами, начищенными до блеска, мундир без морщинки. Стоял он у подножия царского престола, готовый выполнить любую просьбу. В то время разгорелся бой на окраине царства. Полчища дикарей атаковали границы со стороны пустыни, чтобы захватить добычу, разрушая и убивая на своем пути. Военные полки перекрыли им путь, устроили засаду и расстроили их замыслы. Много убитых было с обеих сторон, однако граница охранялась, и граждане царства были защищены от вторжения врага. Командир полка, прославленный полководец, подбадривал людей, планировал засады и атаки и принимал участие во всех боях. Его вид пробуждал в людях боевой дух, но он был далек от великолепия и важности: мундир мятый, выцветший от солнца, ботинки запылены от рытья окопов.

Однажды военачальник был вызван в царский дворец для отчета о положении на границе, анализа проведенных боев и планирования будущих действий. За ним была послана царская карета, и его взяли прямо из окопа, всего запыленного. Он предстал перед царем, рядом с престолом которого застыл командир охранной роты. Какое отличие было между ними, как бросалась в глаза эта разница! Один был начищен и наглажен, великолепен и важен, и весь вид его пробуждал почтение и страх. А другой — выцветший и мятый, запыленный и потный, измученный и утомленный.

Если бы спросили человека, кто из них более важен и велик, чья ступень выше, то командир охранной роты показался бы ему значительнее. Однако лицо царя просияло при виде прославленного военачальника, ради него рисковавшего жизнью на окраине царства и самоотверженно защищавшего его границы. Царь встал со своего престола, подошел к нему, обнял, взял за руку и посадил рядом с собой.

Мораль: Ангелы действительно одеты в духовные и чистые одежды, служат в высших мирах и видят лицо царя. Но праведники воюют каждый день и каждый час со злым началом, пытающимся соблазнить их и столкнуть с пути. Они, воины, семь раз упадут и встанут, защитят и атакуют — всемеро они милее своему Творцу, и в будущем они будут находится ближе к Нему, чем ангелы славы. (Бамидбар раба, 20:20) (Хафец Хаим ахадаш, Мишлей Хафец Хаима)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше