Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О мирте и глупом мирте
Копирование запрещено!

«Ветвь дерева густолиственного, о котором сказано в Торе, это — мирт, листья которого обильно усыпают дерево, например, тридцать листьев на одной веточке. Но если есть на ней два листочка, расположенных один против другого, а третий лист находится над ними, эта веточка не считается густолиственной и называется “глупый мирт”, и он не пригоден для исполнения заповеди даже в час нужды».

Саба из Кельма, благословенна память праведника, один из великих мыслителей последних поколений, вывел из этого определение глупца: это тот, кто не аккуратен. Если его мысли не упорядочены и запутаны, если у него нет систематичного мышления, если его умозаключения торопливы, он — как тот «глупый мирт».

И сказано о словах наших мудрецов, что «человек задействуется по своим действиям, и сердце его, и все мысли его всегда идут за его делами, хорошими или плохими» (Сефер ахинух, заповедь 17), и внешний беспорядок указывает на беспорядок внутренний и создают его. Когда сын Сабы из Кельма учился в городке Эйшишук, поехал он его навестить.

Прежде, чем пойти встретиться с ним в доме учения, побеседовал он с его равами, спросил, где тот живет, и пошел посмотреть его комнату. Осмотрел его кровать, убранный шкаф, и успокоился. Теперь он знал все.

В «Доме учения», который он основал в Кельме, «доме создания глав движения “мусар”, порядок соблюдался в крайней форме. В ночь “Коль нидрей” он произнес проникновенную речь, в которой высказал свое потрясение тем, что кружка для омовения рук стояла не на месте. Если омовение сдвинулось на сантиметр, может молитва сдвинуться в мгновение, все области расшататься и все границы прорваться… Царь Давид восхваляет Творца благословенного: “Сделавший светила великие, ибо велика милость Его” (Теилим, 136:7). Кто это “светила великие”? Солнце, луна и звезды. А если так, то что добавляют слова: “солнце для властвование днем, ибо велика милость Его”. И луну и звезды для властвования ночью, ибо велика милость Его»? И объяснял Саба из Слободки, благословенна память праведника: это «ибо велика милость Его» нужно отнести к постоянству их границ, их времени и их порядку.

И сказано, что особенно важно это для мирта, символизирующего исполнителей заповедей, то есть занимающихся делами милосердия. Ибо подробные законы существуют в вопросах милосердия и его приоритетах. Кто прежде кого («бедняки твоего города прежде бедняков другого города»), и что прежде (сначала еда, а потом одежда).

И об этом говорит алаха: «самый ближний — прежде» (Трактат Кидушин, 21). Некоторые заботятся обо всем мире, а дома ждут помощи, посвящения им времени и внимания. И зря. Почему? Ибо верный порядок перепутан.

Неудобно сказать, но это «глупый адас»… (Мааян амоед) Урок праздника Сукот Некоторые говорят: все. Грозные дни позади. Но это неверно.

Грозные дни не позади, они в нас. Объясним это, поскольку они — основа нашей реальности, и мы должны существовать в ней.

Шел человек по улице и вдруг стал свидетелем дорожной аварии типа «наехал и сбежал». Пострадал ребенок, да смилуется Г-сподь. Приехала «скорая помощь», прибыла полиция. Начали его допрашивать, как свидетеля. Он запутался. Да, он видел машину. Белая, а может быть, синяя. Шофер молодой, а может быть пожилой. В самом деле, все произошло так быстро. Если он согласится, то с ним проведут сеанс гипноза. Введут в гипнотический сон и вернут в прошлые события. Вот эта улица, вот выскакивает машина. Ой, ребенок переходит дорогу. Минутку, какая это машина? Пежо, голубая. Какой у нее номер? Да, он видит номерной знак. Вот ее номер. А кто ее ведет? Молодой парень, смуглый. Он пытается повернуть руль, остановиться. Однако слишком поздно.

Это учит, что мозг человека — накопитель памяти.

Ничего не пропадает. Мы помним то, что нам казалось уже забыто. О чем мы думали, что не знаем. С помощью гипноза люди вспоминали произошедшее с ними в чреве матери, во всех подробностях. Это засвидетельствовано и записано.

Так создал Святой, благословен Он, человека в Своей чудесной, божественной мудрости. С одной стороны ничего не забывается. А с другой стороны старые впечатления не четки и не остры. Иначе не было бы места для новых впечатлений. Поэтому старые впечатления отступают и превращаются в смутные, скрытые. Но это тайна их силы, так как они превращаются в кирпичики здания нашей личности, в нашу сущность, часть нашего существования.

Пример, на что это похоже. На пищу, которую мы едим.

В о время еды мы чувствуем вкус пищи и наслаждаемся ее запахом. Через час после еды память еще жива и чувство сытости ощутимо. Назавтра пища уже переварилась, была и нет. Но это неверно. Она разделилась на составляющие.

Часть из них пошла на создание клеток, поддержание жизни.

Ведь все наше тело существует съедаемой нами пищей.

И если ничего не исчезло, и все используется, как кирпич для строительства нашей личности, то тем более это верно для «грозных дней», сорока дней молитв о прощении. Ничего не исчезает. Преодоление желания поспать подольше. Ранний подъем, участие в молитве, просьба о прощении. Подготовка к празднику, яблоко в меду, трубление в шофар — ничего не пропало, все копится. Страх перед судом, «царствования», «напоминания», «шофары», пост в Йом акипурим, все! Это напоминает нам рассказ (Авот дераби Натан) о раби Акиве, который был пастухом до сорока лет. Втайне он жаждал учиться, возвышаться духовно. Однако отказался от этого желания, пожав плечами: он уже немолод, а Тора так велика… пока однажды не увидел камень, продырявленный каплями воды. Кто продырявил этот камень? Непрерывно капающая вода. Сказал раби Акива: если малые капли воды могут просверлить твердый камень, то я тоже смогу учиться.

И стал раби Акивой.

И мы — подобно этому. Впечатления «грозных дней» — собирающиеся впечатления. И значительные. Автор книги «Ноам Элимелех», благословенна память праведника, писал в своем письме, что человек, который хочет изменить одну из своих черт, нанести на свою душу нестирающуюся резьбу, должен тренировать ее в течение сорока дней. А для нас прошли сорок дней тшувы с начала месяца элул и до исхода Йом акипурим, которые, конечно же, оставили в нас свои следы.

Надо понять, что мы не такие, какими были, и относиться к себе соответственно. Мы стали серьезнее, богобоязненнее.

Лучше, достойнее, как следствие прощения в Йом акипурим и искупления грехов. И мы можем больше с себя требовать. Еще урок Торы, более серьезное благословение после трапезы, более тщательное обережение от злословия. Впечатления «грозных дней» врезались в нашу душу, создали изменения. Продолжим это постоянным образом и духовно возвысимся.

На исходе Йом акипурим, дня прощения, вышел Небесный голос и сказал: «Иди, ешь в радости хлеб твой и пей в благодушии вино твое, ибо уже возжелал Б-г твои дела, уже выслушал ваши молитвы» (Мидраш Коэлет раба, 9:7). Но это еще не конец цитаты, это еще не полное оправдание. Пока еще впереди у нас праздник Сукот до дня Ошана раба, конца подписания приговора.

И возникает вопрос: что добавляется в эти дни, какой урок необходимо выучить, какой намек дается нам, благодаря чему мы удостоимся доброй подписи, более доброго и более счастливого года.

Разумеется, что урок скрыт в празднике Сукот, наводящем мосты и связывающим Йом акипурим с праздником Ошана раба. В его законах: лулаве и четырех видах растений — и в заповеди радости. Ведь Сукот — это «время нашей радости», « как сказано: “и радуйся в праздник твой, ты, и сын твой, и дочь твоя, и леви, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих… и будешь ты только радоваться” (Дварим, 16:14—15).

Если мы вдумаемся, то поймем, что есть нечто общее, проходящее красной нитью по всем заповедям праздника. И это — отношение к ближнему, присоединение к общему. В трактате “Сукот” сказано: “Каждый житель в Исраэле должен жить в суке” (Ваикра, 23:42). Это учит, что весь Исраэль достоин жить в одной суке» (Трактат Сукот, 27). Тора заповедает: выйди из постоянного жилища, из твоей личной квартиры, во временную квартиру. И несколько человек объединяются в ней естественным образом, до тех пор, пока весь Исраэль не поселятся вместе в суке, сделанной из шкуры Левьятана. (Трактат Бава Батра, 75) Четыре вида растений, объединяемых вместе, символизируют все слои общества: от изучающих Тору и заповеди, полных вкуса и запаха, до речной ивы, вянущей так быстро. Но это — единый народ, со всеми его слоями, и без ивы не берут этрог. И заповедано нам расширять круг нашей радости, присоединяя к ней бедных и нищих. И вообще, как может человек радоваться один, без кого-либо.

Но что говорит все это, на что намекает. В Йом акипурим мы провели самоанализ, подвели баланс заповедей и грехов.

Заповедей исполнено много, как зернышек в гранате, а в грехах своих мы уже исповедались и раскаялись — будем надеяться, что принято наше ходатайство с желанием.

И Творец благословенный говорит нам: все правильно, но знайте одно: «Ибо человек не для самого себя сотворен, но чтобы быть полезным другим всем, чем может» (Предисловие к книге «Нефеш ахаим»). И этим мы проверяемся — выйдете ли вы из вашей теплой постоянной квартиры, сумеете ли объединить вместе весь народ в одну связку, умудритесь ли радоваться вместе и радовать тех, кто так нуждается в крупицах радости.

Не зря в этот праздник приносят семьдесят быков для мира семидесяти народов. «Быть полезным для других» в самом широком понятии.

Это — урок, и мы должны его исполнить. Выйти из «постоянной квартиры», из ракушки. Увидеть, кто нуждается, кому мы можем быть полезными. В первую очередь, в кругу своей семьи, а затем во все расширяющихся кругах. (Мааян амоед)

Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Суккот


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как перестать завидовать?

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Что пообещать Творцу, чтобы он послал мне вторую половинку?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Моя мама пьет…

17 марта, отвечает Ципора Харитан

Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше