«И дам тебе милосердие и помилую тебя…»
Молодой человек нерешительно переступил порог комнаты раби из Садигур. Автор «Абир Яаков» внимательно взглянул посетителю в лицо: оно выражало горечь и беспокойство. Юноша открыл было рот, чтобы поздороваться с великим мудрецом, но приступ кашля не позволил ему это сделать.
— Вам плохо? — спросил раби. В ответ юноша разрыдался.
— У меня туберкулёз. Врачи ничего утешительного не говорят. Пожалуйста, раби, дайте мне своё благословение! Я еще так молод, я хочу жить!
Раби успокоил юношу и дал ему браху. Постарался поддержать и укрепить его дух — и простился с ним. Но заниматься «делом» своего молодого посетителя не закончил. Вызвал своего служку и велел найти и пригласить брата этого юноши — уже женатого авреха. Спустя некоторое время тот явился.
— Мне больно видеть горе твоего брата, — начал раби.
— Мы сделали все, что могли, — вздохнул аврех, — были у лучших врачей, но они ничем не могут помочь…
— Готов ли ты сделать еще что-то для своего брата? — спросил «Абир Яаков».
— Конечно, — кивнул тот.
— Тогда поезжай к «Имрей Хаим» и попроси его молиться за больного.
Аврех отправился в Бней Брак, где проживал тогда раби Хаим Меир, Вижницкий ребе. Дождался своей очереди и протянул ребе записку с именем и краткой историей болезни своего брата. Ребе прочел записку и заплакал. Он плакал так, как будто случилось горе с его сыном.
— Что же делать, Рибоно Шель Олам, — сквозь слезы просил он, — пожалуйста, пошли полное выздоровление Ицхаку, сыну Ханы…
Аврех вернулся к ребе из Садигур, совершенно растерянный.
— Имрей Хаим ничего не сказал мне и ничего не обещал, — сообщил он раву.
— А что он сделал? — спросил ребе. — Расскажи мне.
Аврех рассказал — нечего было особо и рассказывать. Когда ребе услышал, как Имрей Хаим плакал, то вдруг заплакал тоже. Тут аврех начал понимать, что, видимо, ничего поделать нельзя и его брат скоро умрет…и тоже заплакал.
Через некоторое время раби сказал:
— Если ты плачешь из-за брата, то можешь успокоиться, с ним все будет хорошо, он в руках у надежного адвоката. Я же плакал потому, что услышал, как болит душа у настоящего еврея, когда случилось горе у кого-то, кого он даже не знает… и еще потому, что не осталось много таких, как он!
А юноша выздоровел, к изумлению врачей и радости семьи. И когда брат рассказал ему о том, как ходил к Вижницкому ребе, сказал: когда я понял, что кто-то действительно понимает мою боль, что он готов нести со мной мою ношу, то почувствовал, что выздоравливаю…
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.