Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наша жизнь называется жизнью!

«А вы, прилепившиеся все к Б-гу вашему, живы вы все сегодня» (Ваэтханан, 4:44)

Не впервые рассказывают газеты о некоей деревне в Тибете, где умер житель в возрасте ста пятидесяти лет, а кроме того, там живут люди, которым исполнилось сто тридцать лет. Но если поразмыслить, то возникает вопрос, что они выиграли? Съели еще миску риса, проспали еще сутки?

Человек в возрасте ста пятидесяти лет почти ровесник автора книги «Бен Иш Хай», благословенна память праведника. Он мог бы знать автора книги «Абир Яаков», благословенна память праведника, Хафец Хаима, благословенна память праведника. Им, посвящавшим каждую минуту своей жизни духовному возвышению, освящению, очищению, было бы чудесно удостоиться прожить еще год. Они умоляли: «Пусть не умру я, но буду жить, чтобы рассказать о деяниях Ашема» (Теилим, 118:17).

Жизнь важна и возвышенна, если есть в ней содержание! А если нет, то ведь «Злодеи при жизни своей называются мертвыми» (Трактат Брахот, 18). Да, они двигаются и едят. Но и машина двигается и пожирает бензин. Так что, она живет?

Приведем рассказ. Праведник, раби Исраэль из Ружина, благословенна память праведника, спросил своего друга, праведника, раби Моше Цви из Сваран, благословенна память праведника: «Как ты думаешь, может ли человек, в самом деле, прилепиться к Творцу в течение двадцати четырех часов в сутки, семь дней в неделю, пятьдесят недель в году, год за годом?»

Праведник из Сваран сомневался в этом. Он полагал, что мощные духовные стремления — это пламя, сжигающие все силы.

«Мой дед, раби Авраам Амалах, был таким», — сказал праведник из Ружин.

«И он не жил долго, — ответил раби из Сваран. — В возрасте тридцати шести лет умер».

«Мой брат, раби Авраам из Прогович был таким», — продолжал перечислять праведник из Ружина.

«И он не жил долго, — напомнил раби из Сваран. — Умер вначале третьего десятилетия его жизни».

Тут праведник из Ружина потерял терпение: «Разве человек сотворен для того, чтобы долго прожить, — сказал он. — Деревья живут долго. Многие годы после того, как перестают они приносить плоды, высыхает их ствол, и опадают с них листья, и стоят они, как памятник сияющих дней жизни… Человек сотворен, чтобы реализовать себя, живет, чтобы жить».

Пусть удостоится долгой жизни, но наполнит ее содержанием, близостью к Б-гу: «А Авраам был стар, пришел в лета», взял все годы с собой (Зоар).

Известный рассказ. Праведник раби Авраам из Калиска, благословенна память праведника, собирался войти в дом учения в Тверии. Остановил его старый еврей, опирающийся на палку: «Рав идет молиться? Пусть вспомнит меня в своей молитве». Напомнил раву свое имя и имя своей матери.

«Что попросить для тебя?» — спросил праведник.

«Попроси, чтобы сегодня я умер»…

Поразился праведник, а еврей объяснил: «Пусть поймет меня, его честь. Глаза не видят, уши не слышат. Зубы выпали, горлу трудно глотать пищу, пищеварение не работает, как следует. Все органы тела расстроены. Мне тяжело заснуть, и любое чириканье будит меня. Забывчивость усилилась, нет сосредоточенности. Что толку в такой жизни»…

Пожалел его праведник. Стал расспрашивать с любовью: «Ты уже накладывал сегодня тфилин, молился?»

«Конечно, — ответил старик. — С первым лучом солнца. Но весь впереди у меня день, бесконечно скучный»…

«А если ты не умрешь сегодня, то завтра опять наложишь тфилин и будешь молиться?»

«Конечно», — был ответ.

Растрогался праведник: «И ты хочешь сегодня умереть?! Знай, что стоит человеку прийти в этот мир и терпеть беспрерывно в течение восьмидесяти лет страдания Иова, чтобы удостоиться хотя бы раз в жизни наложить тфилин и прочитать молитву “Шма Исраэль”! А тебе не надо ждать восемьдесят лет, а только двадцать четыре часа, пока ты снова не наложишь тфилин. Разве это не стоит того?!»…

И когда мы удостаиваемся, слава Б-гу, без страданий и тяжелых болезней читать молитву «Шма Исраэль» и молиться, произносить сто благословений в день и учить Тору, есть ли предел нашему счастью?

Так объясняет святой автор книги «Ор ахаим», благословенна память праведника, пасук из нашей главы: «А вы, прилепившиеся к Г-споду Б-гу вашему, живы вы все сегодня». Если вы прилепились к Ашему, у вашей жизни есть смысл! Еврей, живущий долго, исполняет заповеди и делает добрые дела, каждый день молится три раза в день, делает омовение рук и читает благословение после трапезы, произносит сто благословений в день. Каждую неделю есть святая суббота, подобие будущего мира, весь год — праздники для духовного возвышения и освящения. Это — жизнь!!! (Мааян ашавуа)

Чтобы мы не осрамиться в этом мире и не устыдиться в мире будущем

«И воздающий ненавидящим Его, уничтожая их» (Ваэтханан, 7:10)

Есть люди, живущие в богатстве и почете в этом мире, чтобы устыдиться в мире будущем, и чтобы осуществились для них слова: «И воздающий ненавидящим Его, уничтожая их». И объяснял Раши: воздающий за хорошие дела при их жизни, чтобы уничтожить в мире будущем.

Пример, на что это похоже. Комар, расправив крылья, полетел в соседний город. Через день он вернулся, напившийся крови людей, раздувшись от большой гордости. Спросили его друзья: «Чем ты так гордишься?»

Ответил он: «Я думал, что если я сосу кровь людей, кусаю их и причиняю боль, то они будут ненавидеть меня и гнаться за мной, а они почитают меня. Когда я пролетаю мимо них, они хлопают мне в ладоши»…

Сказали ему: «Глупец, разве почет они тебе оказывают? Они хотят прихлопнуть тебя между ладонями».

И на это намекали наши мудрецы, благословенна память праведников (Трактат Санедрин, 38) — если человек грешит, говорят ему: «комар опередил тебя»…

И уподобили покой злодеев и мучения праведников двум ослам, шедшим по дороге. Один нес на себе тяжелые мешки с солью, а второй — поролоновые подушки, легкие, как перышко. Осел с подушками шел себе потихоньку и расхваливал свою судьбу, а осел с мешками соли то и дело спотыкался под тяжестью груза. Когда они подошли к реке и поплыли, растаяла соль в воде, и осел с опустевшими мешками легко переплыл реку. А поролоновые подушки впитали воду, стали тяжелыми и утопили несшего их.

Так в этом мире нагружен праведник мучениями, которые искупают все его грехи, и он входит в Ган Эден, чтобы получить огромное вознаграждение. А злодей, идущий здесь налегке, тонет под тяжелым грузом своих злодеяний и уничтожается навеки. (Авотейну сипру лану, Бейт Перец)

Наши заповеди перевесят чашу

«И умолял я Г-спода» (Ваэтханан, 3:23)

Спрашивал гаон, раби Ицхак Алафия, благословенна память праведника: как понять то, что наши отцы, которые были как ангелы, скорбевшие всю свою жизнь о разрушении Храма, в мешковине читавшие каждую ночь «тикун хацот», молившиеся об Избавлении с обильными слезами и в сосредоточении со всей их Торой и заповедями — не удостоились ответа. А мы, поколение, следующее за ними, которые по сравнению с ними подобны горчичной крупинке перед солнцем, удостоимся света Избавления? Как это может быть, что Храм обновится именно в наши дни?

И объяснял это притчей.

Мы видим, что когда человек приходит в магазин и просит определенное количество муки или соли, на одну чашу кладут пустой мешок, а на другую чашу — подходящую гирю. Кладут в мешок горсть за горстью, полной мерой, пока чаша не начнет немного подниматься. Тогда начинают добавлять чуточку, крупинку за крупинкой, пока весы не уравновесятся. И вот видно, что последняя крупинка перевесила. Но все понимают, что если бы этому не предшествовали полные горсти, не смогла бы крупинка перевесить чашу, и сама по себе считалась бы ничем.

Мораль: пятьсот пятнадцать молитв молился Моше рабейну, чтобы войти в Землю Исраэля, но в последний момент сказал ему Святой, благословен Он: «Будет тебе, не добавляй Мне ни слова об этом». Учили из этого наши мудрецы, благословенна память праведников, что если бы он произнес еще одну молитву, получил бы ответ. Как это понять? Каждая молитва действует, у каждой молитвы есть вес, пока последняя молитва не перевесит чашу.

Как сказали наши мудрецы, благословенна память праведников: «Если видит человек, что он молится, но не отвечают ему, пусть продолжит молиться. И так передает наша традиция: в пост, принятый из-за отсутствия дождей, молился раби Элиэзер, но не ответили ему, молился раби Акива, и пошли дожди. Но не потому, что раби Акива более велик, чем его учитель, а потому что молитвы раби Элиэзера выстлали дорогу молитвам раби Акивы.

И тот же закон — для нашего случая. Мы действительно как горчичная крупинка перед нашими отцами, чьи молитвы были полными горстями в их святости и праведности. Но именно из-за этого, из-за того, что молитвы всех поколений собрались и соединились, сейчас не хватает только малой доли, которую мы должны дополнить нашими молитвами и просьбами, пока не перевесит чаша весов к добру.

И большим благом засчитается это нам, и по нашему имени назовется Избавление. Как сказали наши мудрецы, что заповедь называется по имени того, кто завершил ее! (Ор хадаш вэ цемах цадик)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ