Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суббота — противовес шести будним дням

«И не согласился Эдом позволить Израилю пройти через границу его…» (Бэмидбар 20, 21).

Группа хасидов прибыла в Шинаву к автору Диврэй Йехезкель. Рав спросил, как они добрались. Хасиды ответили, что шли пешком и каждый раз останавливались на ночлег в доме местного резника, в соответствии с обычаем. Только в одной деревне им пришлось искать постоялый двор, потому что резник отказался пустить их.

Услышал это цадик и запомнил.

Вскоре после этого пришли к нему люди из города, возле которого находилась упомянутая деревня, и попросили приехать к ним на субботу. Рав Йехезкель ответил согласием. Известие об этом быстро распространилось, и евреи со всей губернии устремились в город, чтобы провести субботу с цадиком, молиться и радоваться вместе с ним.

Среди приезжих был один человек, высокий, представительный, в одной руке — сумка с провизией, в другой — талит и тфиллин. Путь его лежал через эту деревню. Как принято, он спросил, где дом резника, и направился туда. Жена резника встретила его словами: «Сегодня четверг, резник обходит окрестные селения, режет кур на субботу».

«С вашего позволения, — сказал путник. — Я подожду его возвращения в амбаре».

Женщина заколебалась: «Мой муж не любит гостей, жалко, если вы потратите время на напрасное ожидание. Обратитесь к парнасу (главе общины), там вас достойно примут».

Однако путник стоял на своём: «Таков обычай — ночевать в доме резника. Я подожду его возвращения в амбаре».

Дверь закрылась, и он направился в амбар. Сел там на охапку соломы, достал книгу из мешочка, в котором были талит и тфиллин, и запел приятным голосом прекрасный нигун. Опустились сумерки, стало совсем темно, и тут неожиданно дверь амбара распахнулась.

«Что ты здесь делаешь? — загремел голос резника. — Вон отсюда, кто тебе позволил вторгаться!».

Приезжий встал. «Пожалуйста, — попросил он. — Если ты не готов принять меня в доме, разреши переночевать здесь, в амбаре».

«Разговор окончен», — упрямо ответил резник.

Приезжий понял, что больше ничего сделать нельзя, вышел за ворота, спросил, где живёт парнас, отправился к нему, где и был принят с почётом. Для него накрыли стол, приготовили постель, а утром он пошёл на молитву вместе с хозяином дома. Резник тоже был там, и все говорили о цадике, который приезжает в город. Все евреи, жившие в этой деревне, собирались на субботу в город и наняли подводу. Они охотно согласились взять с собой приветливого гостя.

Во время встречи субботы большая синагога была переполнена, люди толпились во дворе и на площади — там была слышна молитва цадика, подобная львиному рыку. После прочувствованной молитвы все стали подходить по очереди к Раву Йехезкелю — чтобы приветствовать его и услышать от него пожелание доброй субботы. Евреи из той деревни также встали в очередь. Когда очередь дошла до резника, он взглянул в лицо цадика — и упал в обморок.

Это был тот путник, которого он с позором выгнал со двора, не дал ему даже заночевать в амбаре!

Началась суматоха, на лицо резника побрызгали водой. С дрожью в коленях встал он на ноги, пристыженный и опозоренный. А Рав Йехезкель сказал: «Мне на самом деле трудно было поверить в то, что о тебе рассказывали, и я приехал лично проверить. К сожалению, выяснилось, что рассказы были верны… Ты, конечно, спросишь: что, всякий раз, когда я слышу, что еврей ведёт себя недостойно, я еду проверять? Конечно, нет. Но здесь — другое дело. Почему принято, чтобы резник предоставлял путникам ночлег? Потому что его ремесло может притупить в нём врождённое чувство жалости и сострадания. Сказано (Шабат 156а), что ремесло резника связано с Красной планетой (Марсом), планетой кровопролития. А милосердие — одно из основных свойств еврея. Этих свойств три: стыдливость, милосердие и склонность к добрым делам. И если, не дай Б-г, резник утратит еврейское милосердие и проникнет в его сердце жестокость Эсава, как мы сможем есть мясо, которое он продаёт? Ведь нам запрещено есть мясо скотины, зарезанной неевреем…» (Хулин 13а).

И добавил: «В нашей недельной главе, Хукат, есть намёк на это: “И не согласился Эдом позволить Израилю пройти через границу его; и обошёл его Израиль стороной (или: и отошёл от него Израиль)”». Если резник поддаётся влиянию Красной планеты и не позволяет еврею войти в свои пределы — не уравновешивает кровопролитие добрыми делами и гостеприимством, тогда «отходит от него Израиль» — уходит от него его еврейская сущность, милосердие, которое свойственно евреям».

Поучительный рассказ, но он не достигнет своей цели, если мы скажем себе: «Я не резник, и гостей из дому не выгоняю». У каждого из нас под давлением жизненных обстоятельств притупляются чувства и искажаются пропорции, поэтому наша обязанность — стоять на страже и заботиться о верности восприятия. Например: если шесть дней недели «тянут» к материальному — посвятим субботу укреплению связи с детьми, поучимся с ними. Пусть суббота вернёт нас — нам, нашей семье, нашей духовности, и восстановит утраченное равновесие (Мааян а-Шавуа).

Умножающий Тору — умножает жизнь

«Вот закон: если человек умрёт в шатре…» (Бэмидбар 19, 14).

Александр Македонский, великий завоеватель, спросил еврейских мудрецов: «Что должен сделать человек, чтобы жить?». Ответ их был удивительным: «Умереть».

Только Александр Македонский знал, что они имеют в виду, и только он знал, насколько это верно. Потому что он, Великий Александр, не знал покоя. С юности он хотел «жить», узнавать мир, завоёвывать страны, достигать, похищать, поглощать, властвовать. Ни единого дня покоя не было у него. Вся его жизнь была — войны, завоевания и победы. Только одного у него не было: душевного покоя. Тишины, спокойствия и удовлетворения. И, наконец, он «сдался» — умер от лихорадки где-то там, у границ Индии в возрасте… тридцати трёх лет.

«Что должен сделать человек, чтобы жить?» — спросил он. И ему ответили: остановиться на минуту, отключиться от всего, от дел, от напряжения, «закрыть уши» для внешнего мира, чтобы ощутить свой внутренний духовный мир. Выучить лист Гмары, послушать урок Торы — это будет час такого наслаждения, которое захватит его полностью. Мы знаем, что этот час подарит ему будущий мир. Но благодаря этому часу он станет также «человеком этого мира»…

Сказано в нашей недельной главе: «Вот закон: если человек умрёт в шатре…». Мудрецы истолковали этот стих так: Тора сохраняется только у того, кто умирает ради неё. Секрет в том, что тот, кто доводит себя до смерти ради Торы, жив ею и счастлив!

Это было в нашем поколении. Рабби из Ожрова заболел, и врачи установили, что у него крайнее переутомление. Он учился с утра до вечера с полной отдачей, хотя был слеп на один глаз, а второй глаз оставался зрячим только на 10%. Как можно учиться в таком состоянии?

Врачи прописали ему отдых и постельный режим.

Лежит рабби день, другой, и врачи с удивлением видят, что он слабеет всё больше. Он умолял, чтобы ему позволили зайти в ту комнату, где он учится, хотя бы ненадолго.

Ему позволили, он сел за стол, открыл книгу и — о, чудо! — силы вернулись и он начал учиться со всей страстью и сосредоточением.

«Неужели Вы не понимаете? — сказал он удивлённому врачу. — “Ведь в них — жизнь наша” — Тора для меня, как воздух».

«Ведь в них — жизнь наша» толкуется мудрецами так же, как стих Бэмидбар 19, 14 (Брахот 63 б): слова Торы сохраняются только у того, кто доводит себя до смерти ради них. Это толкование удивительно, ведь слова Торы — «жизнь для того, кто нашёл их» (Мишлей 4, 22), и «чем больше Торы, тем больше жизни» (Пиркей Авот 2, 7), и, вообще, сказано: «человек жив будет ими» (уставами и законами Всевышнего — Ваикра 18, 5), а не «умрёт из-за них» (Йома 85 б). Как же можно требовать, чтобы человек довёл себя до смерти ради Торы?

Автор Хафец Хаим поясняет это с помощью притчи. Жил один богач, у которого был огромный магазин, а в нём — все возможные виды товаров. Этот магазин приносил самые большие прибыли в его местечке и во всех окрестных. Люди толпами шли в магазин, платили и обогащали хозяина. Понятно, что он был всегда очень занят. Всегда спешил, никогда у него не было свободной минуты. О том, чтобы выделить время на изучение Торы, не было и речи. Но даже для общественной молитвы у него не находилось времени, он появлялся в синагоге во время Барху и убегал до Алейну.

Прошли годы, богач поседел и начал подводить итоги. Придёт время, когда его призовут в мир истины и ему придётся дать отчёт о своих делах в этом мире. Деньги с собой не заберёшь. С чем же он придёт туда? Решил он учиться каждый день по нескольку часов после молитвы, чтобы было, что взять с собой «в дорогу».

На следующий день после молитвы жена ждёт его дома, а он не приходит. Рабочие пришли спросить, где он. Магазин закрыт, покупатели стучат в ворота. Она в растерянности: такого никогда не было. Хозяйка передала рабочим ключи от магазина, чтобы открыли магазин и начали работать.

В десять часов хозяин пришёл. Лицо его светилось.

Жена спросила: «Где ты был до сих пор?».

«Был занят», — ответил он.

Бывает. Но на следующий день всё повторилось. Жена решила: пойду, посмотрю, кто это его задерживает. Пришла в бейт мидраш и увидела: муж спокойно сидит и учится.

Говорит: «Ты с ума сошёл? В магазине полно покупателей, продавцы перегружены, а хозяин делает себе шабат, сидит учится! Закрывай книгу и иди в магазин».

Ответил ей муж: «Удержись от гнева, жена моя. Скажи мне, пожалуйста, что бы ты сделала, если бы Ангел Смерти пришёл и позвал меня: “Пришёл твой час”…».

Перепугалась женщина: «Прекрати, ни слова об этом…».

Но он продолжал: «…и забрал бы мою душу. Что бы ты делала? Помогли бы тебе твои доводы, что в магазине полно покупателей и продавцам тяжело? Тогда представь себе, пожалуйста, что я умер. И не важно, что через два часа восстану из мёртвых и пойду смотреть, что делается в магазине!».

Сказал автор Хафец Хаим: об этом говорят: «Слова Торы сохраняются только у того, кто доводит себя до смерти ради них». Он должен «умереть» для всех других дел и использовать это время для изучения Торы (Сихот а-Хафец Хаим).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ