Темы: Недельная глава, Корах, Рав Моше Файнштейн
«И послал Моше позвать Датана и Авирама» (16, 12)
Две судящиеся стороны предстали перед судьей равом Моше Файнштейном, с большим волнением излагая свои претензии друг к другу. В прошлом они были компаньонами и теперь судились из-за крупной суммы денег. Каждый утверждал, что другой должен ему (а не наоборот). Они явно сердились друг на друга.
Рав Файнштейн выслушал обе стороны и решил: Авраам должен деньги Ицхаку. Выслушал Авраам решение и очень разгневался.
«Я не буду платить! — воскликнул он. — Решение суда неправильное!»
Все присутствующие просто ужаснулись такой дерзости. Оспаривать решение раввинского суда?! Некоторые даже начали громко упрекать Авраама в наглости. Но рав Файнштейн остался совершенно спокойным. Он обратился к Аврааму доброжелательно, но настойчиво и велел отдать Ицхаку деньги, ему причитающиеся. А тех, кто громко возмущался — утихомирил.
Прошло несколько месяцев.
В один прекрасный день в дверях раввинского суда появился некто и попросил поговорить с равом Файнштейном. Человек попросил у рава Моше разрешение на работу резником (и представил соответствующие документы). Вел он себя как-то странно: отворачивался, как будто пытался скрыть лицо. Но все равно его узнали: это был тот самый Авраам, который поначалу не согласился с решением суда. Работники раввината обратились к раву Моше: «Не стоит помогать человеку, который кричал в суде, обидел и оскорбил Вас и вел себя недопустимо по отношению к раву!».
«Где тут связь? — спросил рав Моше. — Во-первых, я никогда ни на кого не сердился. Да если бы даже и сердился, так ведь Йом Кипур уже был, и я произнёс “Чистую молитву” и сказал, что прощаю всех. К тому же, Авраам наверняка уже давно раскаялся в своем поведении».
Рав Моше подписал требуемую бумагу и доброжелательно и искренне пожелал Аврааму успехов.
«Я никогда ни на кого не сердился!» — многие ли из нас могут сказать такое о себе? Остается только пожелать себе самим и другим как можно скорее избавиться от гневливости — качества, которое является корнем многих других дурных качеств!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.