Темы: Табак, Хасидские рассказы, Хасидут, Раби Леви-Ицхак из Бердичева
Это случилось накануне Песаха, после того, как истекло время сжигания квасного. Раби Леви-Ицхак из Бердичева, который славился, среди прочего, своей беззаветной любовью к народу Израиля, позвал к себе своего шамаша и попросил его: «Найди и принеси мне, пожалуйста, табаку».
Надо сказать, что продажа табака в то время была монополизирована государством, частным лицам было запрещено продавать его под страхом тюремного заключения. Однако во все времена находились рисковые люди, приторговывавшие контрабандным товаром. Но тайно, конечно.
Шамаш отправился на поиски, и не прошло и четверти часа, как он принес раву полную табакерку.
«Отлично, — потер руки раби Леви-Ицхак. — А теперь добудь-ка ты мне хамеца».
«Хамеца?!! — поразился шамаш. — Откуда?! Время сжигания хамеца уже истекло!!»
«А ты поищи хорошенько, это просто жизненно необходимо!», — велел рав, и шамаш не рискнул ослушаться.
Он вернулся через час, утирая пот со лба.
«Не нашел», — отчитался верный помощник. «Иди и ищи, — строго велел раби Леви-Ицхак. — Переверни вверх дном весь город, но найди хотя бы немножко!»
Прошел еще час, и еще два — во всех домах шла подготовка к Пасхальному Седеру, и просьба шамаша найти хамец вызывала у людей крайнее изумление. Однако после его настоятельных просьб и объяснений, что это необходимо для раби Леви-Ицхака, хозяйки все-таки предпринимали попытки найти хамец в своих вычищенных до блеска домах. Попытки были безуспешными. Хамец не нашли. Шамаш вернулся к раву с пустыми руками.
«Нету, — выдохнул он. — Нигде, ни в одном доме, ни крошки…»
Радость осветила лицо рава. Он воздел руки к небесам и воскликнул:
«Взгляни, Властелин Вселенной, как слушаются тебя твои дети! Царь из плоти и крови издает законы и расставляет надсмотрщиков, чтобы соблюдали его запреты, но взгляни, как легко найти запрещенный табак! Много веков назад ты повелел уничтожать хамец перед праздником Песах, и теперь в домах евреев нет ни крошки квасного, хоть нет над ними надсмотрщиков! Так будь милосерден и терпелив к своему народу, который так любит и боится Тебя!!»
Наше существование сверхъестественно. По всем законам, природным и социальным, мы давно должны были исчезнуть. Народы-сверстники давно сгинули, а народ, который держится за Древо Жизни — за Тору и ее заповеди, жив. Да удостоимся мы увидеть приход Машиаха уже в канун этого Песаха!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.