Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Зачем фараон просит знамение у Моше, используя выражение «дайте себе»? История о царе и рыси.

«…Если скажет вам Фараон, говоря: “дайте себе[1] доказательное чудо”, то ты скажешь Аарону: “возьми посох свой и брось пред Фараоном”; он сделается змеем» (Шмот 7:9). Возникает вопрос: фараон просит у Моше и Аарона знамение, доказывающее, что они действительно посланы «Б-гом евреев». Такое знамение предназначено для фараона, а не для самих Моше и Аарона. Почему же тогда им было сказано: «дайте себе доказательное чудо»?

Ответ нам поможет понять следующая история.

Это было в один прекрасный день, когда царь Николай отправился на охоту, бывшую его любимым развлечением. В течение нескольких часов он ехал на своем могучем коне по лесу, а двое телохранителей следовали за ним. Заехав достаточно далеко, все трое привязали коней и, чтобы не распугать зверей, продолжили путь пешком.

Но вот беда — сколько они ни искали, дичи не было видно. Царю, естественно, было мало зайцев — он искал добычу, которой мог бы гордиться, — медведей, кабанов, лосей и других крупных животных. Но и спустя два часа ни один зверь достойных размеров не показался в округе.

Вдруг ветки затрещали, а затем раздался звериный вой.

— Ага! Здесь можно поохотиться! — вскричал царь и бросился вперед, телохранители — за ним. Они еще не видели зверя, но было ясно, что тот поблизости. Все трое углубились в чащу, но, судя по треску сучьев, зверь удалялся от них.

Впрочем, император не отчаивался. Словно юноша, он перепрыгивал через поваленные деревья так, что телохранители едва поспевали за ним. Внезапно в темноте засветились два огонька. Стало ясно, что это рысь!

Николай даже успел выстрелить, но промахнулся. Впрочем, выстрела было достаточно, чтобы как следует напугать рысь и обратить ее в бегство. Она моментально исчезла. Трое преследователей разделились, стремясь настичь ее, но напрасно. Через некоторое время оба телохранителя, уставшие от погони, встретились. А где же царь? Его нигде не было, он словно сквозь землю провалился.

Пока царь искал телохранителей, которые тем временем искали его, стемнело. Николай смирился с тем, что эту ночь ему придется провести в лесной чаще. Лишь к полуночи он заметил огонек. Подойдя ближе, он увидел маленькую избушку.

И сразу понял, что здесь живет еврей — по мезузе, прикрепленной к косяку двери. Если бы мог, император не переступил бы порог жидовского жилища… но в нынешних обстоятельствах выбирать не приходилось.

Он стукнул в дверь, и ему сразу открыл пожилой еврей. Он не узнал высокого гостя, но, тем не менее, принял его очень гостеприимно.

Царь, удивленный столь теплым приемом, решил пока что не сообщать, кто он. Он сел за стол, ел и пил то, что ему подали, а затем лег в постель, которую постелил для него старик. И сразу заснул, не успев поблагодарить хозяина.

Лишь утром следующего дня, подкрепившись хлебом, царь открыл свой секрет.

— Неужели ты меня не узнаешь? — спросил он.

Старик простодушно ответил:

— Нет, не узнаю.

— Уверен? Посмотри-ка получше!

Тогда хозяина словно молнией поразило:

— Так ведь ты же могущественный император Николай! Благословен Всевышний, Давший от Своей славы людям! — произнес еврей.

— Я должен заплатить тебе за гостеприимство, — сказал Николай. — Всё, что попросишь у меня, сделаю!

Но еврей ответил:

— Да что я могу попросить? У меня есть всё, что мне нужно. На пропитание хватает, а богатства мне не надо. Детям своим я уже устроил свадьбы. Что еще нужно? Я жду лишь одного — Будущего мира, а его Ваше величество даровать мне не может.

В первый момент царь остался доволен этим простым ответом. Но когда он лучше понял сказанное, в нем возгорелся гнев. Он воскликнул:

— Наглец! Как тебе хватило дерзости так говорить о великом государе? Тебя ждет смерть! Скоро явится моя стража, чтобы арестовать тебя и отвести к месту казни, — постановил царь и вышел из дома еврея, хлопнув дверью.

Старец остался в недоумении. Еще долго он не мог произнести ни слова, но когда осознал, что случилось, то принял приговор Небес: «Видно, мне суждено искупить свои грехи прежде, чем я предстану пред Небесным Судом. Пусть же смерть станет моим искуплением».

На следующее утро на плацу собралось множество народа. Они жаждали увидеть казнь еврея, которого ненавидели всей душой. Палач уже занял свое место. На шее старика уже была веревка, как вдруг…

— Стойте! — раздался крик. Присутствующие повернулись и увидели, что кричит один из царских слуг. — Его Величество Государь приказал привести еврея к нему, — провозгласил слуга. Зрителям пришлось разочарованно разойтись по домам.

Вскоре еврей предстал перед царем, который находился в веселом расположении духа. — Ты видишь? — спросил Николай. — Думал, царь не может привести тебя в будущий мир? Теперь ты видишь, что ошибался: я привел тебя в Будущий мир в тот момент, когда ты продемонстрировал такую веру в Б-га, что был готов умереть ради Него.

Давайте задумаемся: из слов царя видно, что он признавал реальность Вечного мира, уготованного евреям. Но разве он изменил тогда свой собственный путь? Никоим образом. Он был и остался злодеем до конца своих дней. Человек может видеть истину — и всё равно игнорировать ее.

Здесь и ответ на наш вопрос. Фараон сказал Моше и Аарону: «Дайте себе доказательное чудо». Он с самого начала дал понять, что, даже если они продемонстрируют истинность своей миссии, это послужит доказательством лишь им и для них. Сам же он сможет и дальше игнорировать истину, отвергая Б-га (Лэламедха).


[1] Буквально «дайте себе (лахэм)», переводят обычно как «о себе».


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.