Темы: Медный змей, Хукат, Оцарот, Хафец Хаим, Чтение для детей
«…сделай себе сарафа (змея) и возложи его на шест; и будет: всякий ужаленный, если взглянет на него, то останется жить» (Бемидбар 21:8). Сорок лет народ скитается в пустыне. Люди теряют терпение и начинают роптать на Б-га и на Моше. Всевышний посылает ядовитых змей, которые убивают множество людей. Евреи раскаиваются, просят Моше молиться Всевышнему, чтобы змеи исчезли. Моше молится, и Всевышний велит ему изготовить медного змея и поместить на шест, чтобы каждый, кого ужалят, мог посмотреть на этого змея и исцелиться.
Хафец Хаим выражает удивление: когда египтяне согрешили и Всевышний наслал на них жаб, которые проникли в их жилища, оказались на постелях, в печи и в тесте, фараон попросил отменить эту казнь. Моше помолился — и все жабы умерли. Когда на Египет были насланы дикие звери, Моше помолился — и те вернулись в свои логова. Неужели сыны Израиля хуже египтян, не дай Б-г?
Почему змеи не умерли и не вернулись в свои норы? Почему они продолжили жалить и всё, что можно было сделать, — это только минимизировать вред, создав медного змея?
Ответ в том, что нападение змей было символическим наказанием за грех народа. Они роптали («наговаривали»)! А когда человек «наговаривает», словесно нападает на другого, он как будто выпускает ядовитую змею! Эту змею уже не найти и обратно в клетку не загнать. Она незаметно подползает и жалит. Всё, что теперь можно сделать, это лишь уменьшить вред.
Это очень страшный урок, наглядно демонстрирующий всю опасность злословия. Мы обязаны оберегать свой язык, держа «змею» под замком (Бэха Батахну, Хашукей Хэмед).
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ