Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пациент, который отказался уступать, попросту не расслышал просьбу. Не судите ближнего, не узнав подробностей.

«Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Кнаанскую, которую Я даю сынам Израиля; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них» (13:2).

Предыдущая глава закончилась наказанием пророчицы Мирьям, о котором нам заповедано помнить во всех поколениях. Как она была наказана? Мгновенно и строго, на глазах у всех, поскольку не нашла оправдания для поведения Моше Рабейну и стала осуждать его.

Наша глава начинается с рассказа о том, как Моше отправил разведчиков в землю Кнаан. Раши приводит мидраш: «Почему глава о разведчиках соседствует с главой о Мирьям? Мирьям пострадала от того, что (невольно) оклеветала брата, а эти грешники (10 разведчиков, клеветавших на Эрец-Исраэль) видели это, но не извлекли урока».

Если попробуем сравнить поступок Мирьям с поступком разведчиков, а также наказания за эти поступки, мы содрогнемся! Мирьям согрешила — заподозрила в неправильном поведении посланника Б-га и отца всех пророков, — и Творец наказал ее, послав ей цараат (болезнь, похожую на проказу), из-за которой она находилась вне стана семь дней.

И вот, когда она выздоровела и грех ее был стерт, началась история с разведчиками. Они не говорили дурного о мудреце или пророке, не оскорбили ни одного еврея. Объектом их клеветы была Земля Израиля.

Они умерли от эпидемии, языки их вывалились изо рта и свесились до живота, а черви выползали из их ртов и заползали в пупок… Потому, что они видели поступок Мирьям и наказание за него, но не извлекли урока. Есть известная поговорка: «Мудрец учится на чужих ошибках, а глупец даже на собственных не научится».

В один летний день мы с матерью и сестрой поехали в поликлинику. Нам надо было очень много успеть, и мы надеялись закончить всё в поликлинике как можно быстрее. К врачу должен был идти я, а сестра осталась в машине, т. к. мы думали, что ожидание не займет много времени.

В поликлинике каждый посетитель проводит магнитной карточкой в специальном аппарате и получает номер в очереди к врачу. Мама открыла кошелек и тут вспомнила, что очередь назначена мне, поэтому нужна моя карточка. Она осталась возле автомата, а я начал искать в портфеле свой кошелек. Обычно это занимает полминуты.

Тем временем открылась дверь и в поликлинику вошел высокий человек с ноутбуком и в темных очках. Он встал рядом с автоматом, готовясь провести свою карточку.

Мама обратилась к нему: «Простите, мы перед вами».

Он остановился, посмотрел на нее, потом на меня (а я как раз нашел свою карточку) и быстрым движением руки провел свою карточку. Мы увидели, что ему была назначена очередь как раз к тому же врачу, что и мне.

Мама снова вежливо обратилась к нему: «Простите, мы записаны к тому же врачу, и мы были здесь перед вами. Не откажитесь поменяться с нами местами…» Но человек повернулся к нам спиной и пошел в коридор для ожидания. Мы оба были в шоке от его реакции.

Он не хотел уступать? Так хоть объяснил бы или просто ответил «нет», проявив минимальное человеческое уважение. Зачем поступать с нами так, будто мы пустое место?

Как раз в тот день я слушал лекцию о том, как находить оправдание поступкам людей (истолковывать их поступки, предполагая лучшее, а не худшее). Когда мой гнев утих, я попытался применить выученное на практике. Предположил: если он так себя повел, значит, на это есть какая-то причина. И я не могу ничего знать об этой причине. Что же делать? Признаюсь: сердиться я не перестал. Но, по крайней мере, понял, что он может быть и не виноват. Всё, что мне остается, — научиться справляться с такими ситуациями спокойно и даже радоваться «тренировке».

Мы терпеливо ждали в очереди, а время шло. В уме прокрутился весь список дел, которые я собирался успеть сделать сегодня. Казалось, ожидание никогда не закончится… Мама начала переживать из-за того, что сестра так долго ждет в машине.

Наконец, когда тот человек вышел (поликлиника уже почти опустела), мы смогли зайти в кабинет. Пробыли у врача всего четверть часа. Из поликлиники отправились в аптеку, чтобы купить лекарство по рецепту. Догадайтесь, кто оказался перед нами в очереди? Конечно, тот самый человек, который пролез перед нами к врачу. Только его здесь и не хватало…

Я смотрел, как он подходит к аптекарю, и внезапно заметил, что у него только одно нормальное ухо. Второе трудно было назвать ухом…

Аптекарь обратился к нему: «Да, господин?» Ответа не было. Аптекарь сказал громче: «Я вас слушаю».

Тут я понял, что нужно говорить очень громко, чтобы он вообще заметил, что к нему обращаются. По-видимому, когда мы говорили с ним, он не слышал ни слова.

На английском с сильным русским акцентом он начал бормотать название лекарства. Оказалось, он еще и иврита не знал! Зачем же я злился на ни в чем не повинного инвалида?

Злость и раздражение уступили место жалости к этому человеку, которому было трудно взаимодействовать с окружающими. Кто знает, сколько людей уже обрушили на него свой гнев в этот день (да и в остальные)?

Я вышел из аптеки, ощущая, что выучил превосходный урок на тему «оправдание ближнего». Но не только это. Урок, как я чувствовал, был послан мне с Небес, а этот человек был лишь посланником, призванным научить меня кое-чему…

Так получилось, что я приобрел еще одно сокровище в жизни. Как и все люди, я хочу жить хорошо и правильно. В тот день я прочувствовал, что нельзя позволять внешним факторам управлять своим настроением. Глубоко внутри я знаю, Кто посылает мне эти раздражающие моменты и какова их цель. Как любой нормальный отец хочет добра своим детям, так и Всевышний стремится дать мне добро (Маайан а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше