«Да благословит тебя Господь и охранит тебя!» (Бемидбар 6:24). В Мидраше (Бемидбар Рабба 11:5) сказано: «“Да благословит тебя Господь” — богатством, “и охранит тебя” — чтобы с его (богатства) помощью ты исполнял заповеди».
Почему монеты называют «зузами»[1]? Это слово созвучно слову «двигаться» (лазуз). Деньги «движутся», монеты перемещаются из рук в руки. В любом случае: либо деньги уходят от человека, либо человек — от денег.
Только один вид богатства не уходит от владельца: это те деньги, с помощью которых он выполнил заповедь: дал их нуждающемуся, потратил в честь субботы и т. д. Это единственное, что защищает человека и приносит ему совершенное благословение.
Еще сказано в Мидраше (Йалкут Шимони): «“Да благословит тебя Господь” — имуществом, “и охранит тебя” — здоровьем тела».
Наш праотец Яаков дает обет: «Если Б-г будет со мною и сохранит меня на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеться. И я возвращусь в мире в дом отца моего, и будет Господь мне Б-гом» (Берешит 28:20, 21). Хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеться… Бывает, у человека холодильник полон деликатесов, но есть их он не может из-за болезни. Шкаф полон одежды, а хозяин прикован к постели.
Известна поговорка: в молодости жертвуют здоровьем ради заработка, а позже тратят заработанное, чтобы вернуть здоровье… Поэтому совершенное благословение это — и материальное благосостояние, и крепкое здоровье.
Когда я был маленьким, всегда смотрел, как мать вышивает. Спрашивал ее, сидя на полу: «Мама, что ты делаешь?»
«Вышиваю», — отвечала она с улыбкой.
Каждый день тот же ритуал: мама садится в кресло, я, любопытный, смотрю на нее с пола, спрашиваю и получаю тот же ответ.
Однажды я сказал ей, что с пола, откуда смотрю, я вижу нечто совсем непонятное, беспорядочное и некрасивое. Куча ниток разных цветов, тонких и толстых, длинных и коротких, масса узлов и петель.
— Я всё не пойму, мама, что ты делаешь?
— Иди, сынок, поиграй во дворе, а когда я закончу, позову тебя, чтобы ты посмотрел на вышивку.
Однажды, когда я был увлечен игрой во дворе и уже забыл о том разговоре, мама позвала меня и развернула передо мной редкостной красоты картину. Я разглядывал уже завершенную работу, и она так отличалась от того, что я видел раньше, с пола! Столько красок, форм и образов!
Мама поняла мое удивление и объяснила: «Дорогой мой, снизу, с пола ты видел лишь беспорядок. Ты никогда не видел мою работу сверху».
С тех пор прошли годы, и много раз, когда в жизни становилось трудно, я вспоминал эти мудрые слова, смотрел на небо и спрашивал: «Б-же, Отец мой, что Ты делаешь?» И мне всегда слышалось в ответ: «Сынок, Я вышиваю твою жизнь».
А я, как обычно, спрашивал: «Почему же я вижу всё таким запутанным? Откуда столько узлов?» И казалось, что Он отвечает: «Позаботься о своей работе, сынок, а Я позабочусь о Своей. Однажды ты сможешь увидеть законченную работу, и она будет прекраснее, чем всё, что ты можешь себе представить» (Маайан а-Шавуа).
[1] Вспомним, например, пасхальную песню о козленке, купленном за 2 зуза.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ