Темы: Воспитание детей, Беар, Оцарот, Изучение Торы, Рассказы
«И сказал Господь Моше на горе Синай, говоря: Говори сынам Исраэлевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню» (Ваикра 25:1).
«Как связана шмита (субботний год — “суббота Господня”) с горой Синай?» Эта привычная поговорка — из комментария «Торат Коаним» на нашу недельную главу: почему Тора подчеркивает, что закон о субботнем годе был дан у горы Синай? Ведь не только этот закон, но и вся Тора была дана там.
У рава Хаима Виталя есть интересное объяснение, как заповедь о седьмом годе «связана с горой Синай». Верно, что на Синае была дана вся Тора со всеми ее заповедями. Но мы могли бы подумать: чтобы исполнить их, человек должен всецело посвятить себя Б-гу, отказаться от любого ремесла и не выходить из шатра.
Поэтому Тора говорит: «Счастлив тот, чье единственное ремесло — Тора. Но и тот, кто решил заняться ремеслом или торговлей, может достичь духовных вершин, если будет действовать согласно тому, что предписывает заповедь шмиты: шесть лет работать, а на седьмой год — прекращать работу и посвящать это время духовному продвижению». Это же верно и в масштабе недели: шесть дней необходимо работать, а в седьмой — прекращать работу, делая для себя субботу днем Торы.
И в масштабе дня: можно весь день работать, а вечером идти на урок Торы. При таком подходе даже один час учебы становится самой важной частью дня, его целью и смыслом. Раби Йеуда а-Леви в книге Кузари назвал это «плод дня». Всё остальное подобно стволу дерева, его ветвям и листьям. Даже если ствол высок, а листва густа, дерево всё равно сажают ради плодов!
Тогда человек становится «Иссахаром и Звулуном» в одном лице: столько-то часов он занимается ремеслом, чтобы потом позволить себе несколько часов учебы.
Есть и те, кто готов потерять любые богатства мира, лишь бы не потерять время, отведенное на учебу. Для них Тора — вся их жизнь. Именно таким человеком был рав Глик.
В течение многих лет рав Давид Глик добросовестно управлял своим магазином скатертей. Гораздо больше, чем работать, он любил заканчивать рабочий день и идти на ежедневный урок гаона рава Симхи Кеслера в синагоге «Агудат Рэим». Активное участие рава Глика делало урок еще более увлекательным.
Урок начинался в восемь вечера, и уже за час до этого рав Глик заканчивал работу, чтобы успеть на урок, который был для него словно праздник.
Однажды после полудня рав Глик обслуживал состоятельного покупателя — по крайней мере, этот человек производил такое впечатление. Он покупал товары по длинному списку. Рав Давид непрестанно поднимался и спускался по высокой деревянной стремянке.
— Принеси, возьми, покажи, протяни, открой, закрой, упакуй, замени, добавь, убавь, — командовал покупатель, а продавец с радостью выполнял его указания.
Внезапно рав Давид заметил, что уже достаточно поздно. Солнце клонилось к горизонту, длинные тени из окон упали на ящики, разбросанные по полу. Он стал намекать покупателю, что магазин скоро закрывается. А тот, словно не замечая, продолжал зачитывать по своему длинному списку всё новые наименования, которые собирался приобрести.
В 19:45 рав Давид решительно закрыл кассу и сжал в кулаке связку ключей:
— Раби Йеуда, я закрываю магазин на замок и засов. Вам лучше остаться с другой стороны двери.
Покупатель отказывался верить собственным ушам.
— Вы, конечно же, не владелец этого магазина, — бросил он раву Давиду. — Если бы о Вашем поведении узнал хозяин, он немедленно бы Вас уволил. Даже в банке клиента, который пришел перед закрытием, не выставляют на улицу.
Было неприятно, но рав Давид напомнил покупателю: когда тот только достал из кармана длинный список, ему было сказано, что без четверти восемь магазин закрывается.
— Кроме того, — улыбнулся рав Давид, — я владелец магазина.
Но покупатель упорствовал. Он не был готов расстаться с товарами, которые ему так тщательно упаковали.
— Приходите завтра, я сохраню для вас все упаковки. Никто их не тронет.
— Нет, — замотал головой покупатель. — Я хочу купить сейчас.
Было уже 19:50. Рав Давид даже представить себе не мог опоздания.
— Возьмите ключи от магазина, — обратился он к пораженному покупателю. — Выберите себе товары, какие захотите, а позже рассчитаемся.
Он бросил связку ключей на стол и вышел из магазина. Но успел сделать несколько шагов, как услышал, что покупатель бежит за ним. Обернувшись, рав Давид увидел, что тот бросил все сумки.
— А теперь что? — поразился продавец.
— Я работаю в налоговой инспекции, — начал «покупатель» с улыбкой. — А Ваш магазин попал в случайную выборку предприятий для детальной проверки: насколько правильно ведется бухгалтерия. Я стал покупать у Вас товар, чтобы посмотреть — отметите Вы его в отчетности, как положено, или нет. А теперь хочу помочь Вам разложить всё по местам и оставить Вас в покое. Я уже понял, что в Вашей жизни есть ценности выше денег. Таких людей проверять не нужно (Бэха Батахну).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.