Темы: Воспитание детей, Суккот, Этрог, Семья, Рассказы
У господина Этроги было десять детей, которых он воспитывал совершенно одинаково, чтобы между братьями и сестрами не было зависти. Сыновья надевали черные брюки и белые рубашки, дочери — платья в клеточку, в волосах ленточка. Все шли спать и вставали в одно время. Все мальчики учились в одной школе для мальчиков, а девочки — в одной школе для девочек. Когда возвращались домой — готовили уроки, а, закончив, играли вместе в саду. Затем вместе ужинали и одновременно ложились.
Прошли годы, прежде чем этот порядок был нарушен. Авраам отказывался идти в школу, Малка больше не хотела надевать одежду, которую ей покупали. Йосеф постоянно околачивался с подростками из соседнего района. Машгиах (инспектор) в ешиве Шмуэля хотел выгнать его оттуда, поскольку тот не вставал на молитвы и не учился как положено. Были и другие проблемы, которые здесь не место описывать…
Господин Этроги и его жена молча сокрушались, они были очень разочарованы и не могли понять, в чем была их ошибка как воспитателей. Ведь они так старались растить всех детей одинаково. Как же у них могли вырасти все эти «ивы» и «дикие мирты» — в родовитой семье «этрогов», которую они так долго строили?
Тайна, которую господин Этроги не мог понять, заключалась в том, что не все этроги одинаковы. Он не осознавал сложности воспитательного процесса, того, что детей невозможно вырастить по одному рецепту. Ведь каждый ребенок — это целый мир, и у каждого свои особые черты. Поэтому воспитательный подход должен изменяться в зависимости от конкретного ребенка — согласно его сущности и характеру, как сказал царь Шломо: «Воспитывай отрока согласно пути его, и, когда он состарится, не свернет с него» (Мишлей 22:6) — согласно «пути его», этого конкретного ребенка.
Господин Этроги и его жена не видели зависти, горевшей в сердце Малки, когда она смотрела на обувь своих школьных подруг. Они не замечали, что Йосеф жаждет внимания и похвалы за каждую хорошую оценку и что его младший брат не справляется с учебой и не может найти друзей.
Но супруги заботились, чтобы их дети учились в лучших, престижнейших школах города — вне всякой связи с уровнем ребенка и его личными качествами. Они зарабатывали деньги, а детей «дрессировали» вовремя засыпать, вовремя вставать, вовремя есть и вовремя делать уроки.
Мы как родители должны понимать, что каждый ребенок — это личность со своими чертами характера, поэтому потребности одного могут отличаться от потребностей другого. Дети — это не «прирожденные этроги», а в воспитании нет общего «конвейера». Каждый ребенок — «изделие ручной работы», требующее точности и большого терпения (Шулхан Моэд Арух).
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь