Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждый еврей и еврейка, обучающие других, удостаиваются того, что каждый день Всевышний говорит им: “счастливы вы, что занимаетесь священным служением!”

«Возьми себе Йеошуа бен Нуна» (27:18). Рассказывает рав Тойсиг.

На протяжении многих лет я был учащимся колеля и занимался Торой и служением Творцу. Это буквально рай на земле. Разве бывает большее наслаждение?

Однажды я получил предложение занять определенную должность в системе образования. Не прошло и нескольких часов, как появилось еще одно предложение, и тоже из системы образования. Я сказал себе: в мире не бывает случайностей! Если в один день ко мне приходят два похожих предложения, быть может, это знак свыше… Что же делать? Как можно решить?

В детстве я рос в Иерусалиме в районе Батей Унгарин, рядом с Меа Шеарим. Там жили самые «сливки» ортодоксального иудаизма, мудрецы Торы и люди действия, праведники, трепещущие перед Небесами, из числа жителей «небесного Иерусалима».

В нашем районе жил и праведный раби Элияу Рот. Он удостоился быть правой рукой праведника раби Шломке Звилера и прислужить ему. Это был святой человек. А у раби Элияу было плохое здоровье, трудно было найти хоть один здоровый орган в его теле, и тем не менее его называли «самым счастливым человеком в мире». Вся его жизнь была единым слитком Торы и служения Б-гу.

Мой дядя, гаон раби Хаим Брим, один из величайших учеников Хазон Иша, часто говорил мне в детстве: «Аареле, пользуйся тем, что ты сосед раби Элияу. Когда маме не нужна помощь по дому, иди к нему, посиди с ним и проникнись его духом, как можно больше. Ты не пожалеешь!»

Я поступал по его словам и старался впитывать от раби Элияу правильные наставления в Торе, б-гобоязненности и служении.

После свадьбы я переехал жить в Бней-Брак, но образ раби Элияу и все влияние, которое я впитал от него, сопровождали меня на протяжении всех лет. В тот день, когда ко мне пришли предложения занять должности в образовании, я решил приехать в Иерусалим и зайти к раби Элияу Роту, чтобы посоветоваться.

Когда я изложил ситуацию и рассказал о различных сторонах и своих сомнениях, он ответил: «Стоит ли уходить из колеля, это тяжелый вопрос, и я не могу его решить. Иди к великим мудрецам Израиля, чтобы услышать их решение. Но, поскольку тебе предложили должности в системе образования, вероятно, свыше тебя готовят к этому. Поэтому хочу передать тебе важное сообщение, которое будет сопровождать тебя на всем пути».

Эта тема словно горела у него в костях, и когда он начал говорить, его охватил святой огонь волнения: «Мой учитель, святой раби Шломке Звилер, сказал, что каждый еврей, кто занимается обучением других, совершает святое служение. Любой еврей, кем бы он ни был, а не только учитель в ешиве; каждый, кто обучает детей, подростков и юношей всех возрастов и категорий. И тогда раби Шломке перечислил по пальцам: это может быть воспитание детей в саду, детей трехлетнего возраста, которые учат алфавит, или пятилетнего, которые учат Пятикнижие и Мишну. В любом случае — это занятие священным служением».

Затем раби Элияу продолжил: «То же самое, говорил раби Шломке, с дочерьми Израиля. “Так скажи дому Израиля”. Каждая женщина, которая удостоилась заниматься обучением, должна знать, что совершает святое служение. И речь не только об учительницах и управляющих на семинарах, которые несут ответственность, но и здесь — раби Шломке снова стал перечислять на пальцах — няни в детских садах, воспитательницы для девочек постарше, учительница для шестилетних, десятилетних, для бат-мицвы и т. д. Для каждой из них это — святое служение».

Раби Элияу продолжил свою речь, его лицо покрылось испариной, а тощее, болезненное тело дрожало в страхе и трепете: «Вот что слышал я от раби Шломке: когда Моше Рабейну готовился покинуть этот мир, он попросил у Святого, благословен Он, назначить человека, который поведет за собой народ Израиля, чтобы не была община Б-жья, словно стадо без пастыря. Сказал ему Святой, благословен Он: “Возьми себе Йеошуа бен Нуна”. На первый взгляд, здесь не уместо выражение “возьми”. Разве человека берут руками? Но Раши говорит: возьми его словами — “счастлив ты, что удостоился вести за собой детей Вездесущего”».

Раби Элияу воскликнул: «Раби Шломке говорил, что каждый еврей и еврейка, обучающие других, удостаиваются того, что каждый день Всевышний говорит им: “счастливы вы, что занимаетесь священным служением!” А некоторым учителям и воспитателям Всевышний говорит это не один, а два раза в день!»

Кто же это?

Раби Элияу обратился ко мне и сказал: «Представь себе, как Герер-ребе входит в свой бейт-мидраш, полный сотнями аврехов, сидящих за учебой. И все глаза обращены к нему. Он проделывает путь между рядов стульев, пока не доходит до одного авреха. Тогда он обращается к нему и говорит: “У меня есть сын, и я хочу, чтобы ты стал его частным учителем”. Что это нам говорит об этом аврехе? Ведь бейт-мидраш наполнен сотнями аврехов, которые все ценнее золота. Если же среди всех ребе выбрал этого конкретного, видимо, он является кем-то особенным — львом в команде.

Этот аврех, естественно, не может отказать ребе — он принимает на себя эту роль. А теперь давай подумаем, как он отнесется к обязанности, которую возложил на него ребе? Несомненно, он подойдет к ней со страхом и трепетом. Весь целиком он будет сосредоточен на той задаче, что взял на себя, со всей нелегкой ответственностью. Он не будет поглядывать на часы и следить за денежной платой, а бросит все силы, способности и время ради успеха с сыном ребе».

Раби Элияу продолжил: «Представь себе, как некий духовный руководитель в народе Израиля — любой раввин общины или глава ешивы — обратился к одному из учеников и попросил обучать своего сына. Чего только не сделает выбранный человек, чтобы удовлетворить желание рава?

Каждый еврей, занимающийся образованием, — говорил раби Шломке, — будь то учитель в хедере или преподаватель в ешиве — когда он входит в класс, должен подумать: передо мной сидят тридцать учеников, их родители попросили меня воспитать их в духе Торы и заповедей. Кто же их отец? Не мой рав, не руководитель общины, а великий Учитель, великий Отец и Руководитель — Всевышний во всей своей славе! Творец мира доверил мне тридцать Своих детей и возложил на меня ответственность за них!»

Если бы каждый воспитатель и воспитательница, учитель и лектор подходили к своей работе с такими мыслями, они бы непременно совершали свое священное служение со всей серьезностью и ответственностью, уделяя все время и силы успеху учеников. Ни в коем случае нельзя им выделять одного из учащихся из-за его известной семьи. Ведь каждый без исключения ученик — это ребенок Творца, и Он возложил ответственность за его воспитание.

Такому учителю Всевышний дважды в день говорит «счастлив ты»: один раз — за то, что тот занимается обучением, а второй — за то, что удостоился вести за собой детей Вездесущего! (Кводам шель Исраэль)

 

Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.