«И было при движении ковчега» (10:35). Гаон раби Элияу Ялуз, главный раввин Тверии, написал в книге «Патах Элияу», что в этом стихе из Торы содержится двенадцать слов, соответствующих двенадцати коленам Израиля.
Это говорит нам о том, что когда еврейский народ пребывает в единстве, включая все общины, партии и группы, «двенадцать колен в одной фразе», как один человек с одним сердцем, он одолевает врага своей мощью, заставляет бежать своих ненавистников и побеждает всякого, кто встанет против него.
Лишь силой внутреннего единства мы одолеем внешнего врага!
Отсюда ясно, насколько вредны разногласия, когда евреи не могут жить друг с другом в любви и единстве! Спасение не приходит с Небес, и все управление для Израиля строится по принципу «мера за меру». Если друг с другом они не могут жить в мире и не проявляют милосердия, то и свыше милости к ним не будет. Когда же евреи любят друг друга и творят милосердие, оно приходит к ним также и свыше.
Выступает рав Тойсиг.
Расскажу здесь историю, услышанную мной от одного авреха, которому выпала честь прислуживать святому ребе из Гура, автору книги «Пней Менахем».
Однажды один еврей заболел тяжелой болезнью, и раби пришел навестить его в больницу. Когда он подошел к его палате, там стоял старший врач, и раби поинтересовался состоянием больного и тем, какое лечение ему оказывают. Услышав, что по оценке врачей, тому осталось жить не больше месяца, раби сказал:
«Надеюсь, Вас это не рассердит, но такое будущее необязательно — этот еврей еще сможет встать на ноги и жить, как все люди».
Когда раби вошел в комнату больного, тот разразился душераздирающим плачем: «У праведников есть сила отменить приговор Небес! Молю! Пусть раби принесет мне спасение!»
Раби обратился к нему твердым голосом: «Когда евреи пребывают в единстве, для них легко творить спасение, но если в их доме царят разногласия, тут и праведники ничего поделать не могут».
И тогда больной вспомнил, что несколько его детей, живущих в другой стране, конфликтуют между собой из-за разных вопросов. Он тотчас решил сделать попытку и создать между ними мир. Что же он сделал? Сразу стал обзванивать всех их по очереди. Он передал им прямым текстом слова раби, а сам просил с мольбой в голосе: «Если хотите, чтобы отец ваш был здоров, вы должны немедленно помириться друг с другом».
И действительно, его слова возымели эффект, и через несколько часов все помирились, и к ним вернулась любовь, как в прежние дни. Они решили поспешить и прилететь в Израиль, чтобы повидаться с отцом в любви и мире.
Излишне будет говорить, что слова раби сбылись полностью! Несчастный больной выздоровел, встал с постели целым и невредимым, словно никогда и не болел.
Этот рассказ приносит в наши подавленные души поток силы. Пусть каждый примет на себя умножать мир и единство между людьми, чтобы каждый лично любил всем сердцем каждого еврея, каким бы тот ни был. Укрепив братскую любовь, мы несомненно сможем пробудить милосердие к нам и всему народу Израиля (Кводам шель Исраэль)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.