«А Моше приблизился к туману, в котором пребывал Всесильный» (20:18). В этой недельной главе мы учим, как народу Израиля было заповедано разместиться вокруг скинии, а на следующей неделе наступит праздник Шавуот, в который мы будем переживать предстояние у горы Синай. Удивительную мысль на эту темы мы нашли в книге «Хаей Олам»: события у горы Синай были чем-то вроде временного храма для пребывания Славы Б-жьей.
Единая линия связывает нашу главу с Шавуот: это нисхождение Шхины к народу Израиля — как у горы Синай во время дарования Торы, так и в скинии, и в храме.
Чудесно, но здесь-то мы и подходим к главному открытию. Вот что говорится в Мехильте, слова которой приводятся в Ялкут Шимони: «"А Моше приблизился к туману, в котором пребывал Всесильный". Кто помог ему в этом? Его смирение! Как сказано: "А человек этот, Моше, скромнее всех людей, что на поверхности земли". Писание сообщает, что с каждым, кто скромен, в итоге будет пребывать Шхина на земле, как сказано: "Так сказал Высокий и Превознесенный, обитающий вечно, свято Имя Его: в вершинах святых буду обитать, но и вместе с подавленным и низким духом" (Ишайяу 57:15). И сказано: "Вот на кого посмотрю: на бедного и увечного духом», и сказано: "Жертвы Всесильному — дух сокрушенный"».
Наши учителя уже сказали, что как поднимался Моше Рабейну на гору Синай, так и заходил он в любое время в шатер откровения. По словам Мидраша, это было возможно, поскольку он был колесницей для Шхины благодаря своему смирению.
Есть обычай в народе Израиля — украшать синагоги и квартиры зелеными ветками и цветами в Шавуот. Украшение синагог понятно, поскольку это чертоги Торы и трепета, и как цветы покрыли Синай, так они расцветают у нас в праздник дарования Торы. Но зачем делать это в домах?
Потому что дома, даже если это и не гора Синай, подобны обители Шхины. «Муж и жена, если удостоились, — Шхина между ними». И чем же они удостаиваются пребывания Шхины в доме? Истинным смирением и взаимными уступками.
Корень всякого упрямства лежит в гордыне, а корень уступчивости — в смирении. Когда упрямство торжествует, «огонь поедает тебя». И это не огонь с Синая, который приходит свыше, а огонь ссор и соперничества, огонь распрей, адский огонь, да спасет нас Милосердный.
Превратим же наши обители в место пребывания для Шхины, в цветущий райский сад, в источник света. Сделаем это со смирением и уступчивостью, откроем новый лист, стирая всякую недоброжелательность, со светлым лицом и терпимостью (Майян а-Шавуа).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.