Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
С помощью доброго отношения к людям можно, с Б-жьей помощью, вернуть их к Отцу небесному, приблизить к Торе и молитве

«И сделай священные одежды для Аарона, брата твоего, для славы и великолепия» (28:2). В книге «Тана де-вей Элияу» перечисляются достоинства Аарона, о котором в «Пиркей Авот раби Натана» сказано: «Встречал Аарон грешника и говорил ему: шалом». Там объясняется, что грешник, попрощавшись с Аароном, думал про себя: «Коэн гадоль Аарон, приносящий жертвы, говорит мне шалом, а я продолжаю грешить?! Отныне и впредь не буду больше грешить!»

Аарон носил на сердце своем Урим и Тумим. Он в точности знал о каждом, грешит он или нет. Тем не менее, он поднимался над своими чувствами, и, благодаря этому, возвращал людей к раскаянию!

С помощью доброго отношения к людям можно, с Б-жьей помощью, вернуть их к Отцу небесному, приблизить к Торе и молитве. Молодые люди много раз рассказывали, что главным фактором, побуждающим их к духовному подъему, как им помнится, был пусть даже один-единственный раз, когда кто-либо из глав ешивы говорил им доброе слово — например: «Сегодня ты задал хороший вопрос на уроке».

Рассказывает рав Аарон Твисиг.

Один из глав ешивы для молодежи говорил на съезде учителей, в котором я участвовал, что когда кто-либо из учащихся задает вопрос посреди урока, он записывает у себя в тетради: «Такой-то спросил так и так», чтобы не пришлось прерываться. А после урока он рассуждает с ним по теме этого вопроса. Так он поступает, даже если вопрос не такой уж выдающийся.

Несколько лет назад у него учился парень, который был глубоко погружен в учебу, и в той тетради его имя отмечено много раз. Прошли годы, этот парень перешел в старшую ешиву, потом женился и создал семью, но, к сожалению, сбился с пути. Когда глава ешивы услышал об этом, это глубоко затронуло его сердце, и он стал интересоваться, где можно встретиться с ним.

С Б-жьей помощью, ему удалось повстречать человека, работавшего в одном месте с бывшим учеником. Тот в это время уже не носил кипу, однако они с равом узнали друг друга и поздоровались.

Глава ешивы сказал своему бывшему ученику: «Знаешь, как часто я о тебе вспоминаю? Мы сейчас как раз изучаем в ешиве тот же трактат, который и ты учил со мной в свое время. Я заглядываю в тетрадь, которую вел в ту пору, а твое имя написано там много раз. Ведь ты часто задавал мне хорошие вопросы. Знай, что твои вопросы помогают мне и сегодня!»

Его собеседнику было трудно поверить в это. Он захотел прийти и самостоятельно в этом убедиться. Рав, конечно же, с удовольствием пригласил его посетить ешиву.

Тот приехал с кипой на голове из уважения к своему бывшему учителю. Заглянув в тетрадь и увидев свое имя, он разрыдался и сказал: «Если уж Вы записывали мои вопросы, когда я был юношей, и теперь Вам это помогает, я обещаю исправиться».

«Сегодня этот ученик, — закончил свой рассказ глава ешивы, — является Б-гобоязненным аврехом, соблюдающим Тору и заповеди во всех деталях».

Чем же удалось спасти эту заблудшую душу? — добрым чувством, которое ей доставили.

Не знаю, заслуживали ли его вопросы на самом деле серьезного отношения. Но когда ему показали, что его помнят и считаются с ним, это принесло большую пользу.

Расскажу еще одну историю — одну из тысячи, которую я слышал из первых уст. Это была чрезвычайно драматическая цепочка событий, о которой мне рассказал почтенный еврей, выдающийся мудрец, ведущий уроки в одной знаменитой ешиве в Бней-Браке.

Некоторое время назад ему понадобилось лететь в далекую страну и провести там несколько дней. Во время своего пребывания там, когда он шел по улице города, его одолела жажда, и он стал искать подходящий уголок, где можно было купить холодной воды. Он стал спрашивать у прохожих, нет ли в этом районе еврейского ресторана, и ему показали кошерный ресторан неподалеку. Войдя туда, он заметил среди сотрудников молодого парня. Несколько минут рав стоял и со своего места разглядывал его лицо.

Внезапно парень заметил рава, подошел и сказал: «Уважаемый рав, Вы разве не узнаете меня? Меня зовут так-то, я учился в ешиве, где Вы даете уроки». С изумлением рав вспомнил имя этого юноши и спросил его с нескрываемым удивлением: «Как же ты оказался в этом месте? В свое время, когда ты учился у нас, я слышал от главы ешивы чудесную похвалу в твой адрес. Однажды, помню, он даже сказал мне, что вопросы, которые ты задаешь на уроках, свидетельствуют о том, что ты идешь к великому будущему и станешь восходящей звездой на небосклоне Торы. Как же ты докатился досюда вместо того, чтобы озарять мир блестящими открытиями в Торе? Как получилось так, что мир Торы потерял человека, которому было уготовано величие?»

Как только рав закончил говорить, парень горько заплакал и сокрушенным голосом спросил: «Вы говорите правду? Все эти речи произносились у меня за спиной, пока я сидел в учебном зале? Как же так вышло, что за все годы, что я учился в ешиве, днем и ночью размышлял над Торой, до моих ушей ни разу не дошло ничего подобного? Знайте, если бы я сам услышал то, что Вы слышали обо мне, я бы здесь сегодня не стоял. За все годы моей учебы никто не делал мне комплиментов, и я полагал, что, видимо, ничего из меня не выйдет. Вот почему Вы видите меня сегодня здесь оставшимся без всяких признаков еврейства».

Мы не постигаем тайны, и пути Провидения, приведшие этого юношу в такое место, скрыты от нас. Главу ешивы и ее преподавателей нам также не следует обвинять — конечно же, они не желали ничего дурного, когда не высказали ему похвалу. Видимо, считали, что если он учится днем и ночью, значит наслаждается Торой, и это удовлетворение от каждой секунды наполняет его, а потому ему не нужны внешние стимулы.

Но мы должны сделать из этой истории нравственный вывод, чтобы не повторять таких ошибок. Когда мы видим, как молодой человек сидит и учится с постоянством, давайте не станем воздерживаться от того, чтобы подойти к нему и сделать ему комплимент в самых ясных выражениях, не будем экономить на словах, а похвалим его любым возможным образом. Быть может, этим мы поддержим жизнь в его душе, вселим желание и решимость в его сердце. Быть может, это станет нашей большой заслугой, и так мы вырастим еще больше высоких деревьев среди виноградника дома Израиля (Кводам шель Исраэль).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ