Темы: Четыре вида растений, Суккот, Лулав, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы, Единство еврейского народа
Единство в правительстве единства
Нет такой вещи, на которую не содержалось бы намека в святой Торе. Не бывает вопроса, ответ на который не записан в ней. Давайте посмотрим, что это за сущность такая — «правительство единства?» Положительное оно или отрицательное? При всех ли условиях оно положительно, или есть для этого какие-то условия и ограничения?
Ответ, как мне видится, заключен в теме этого дня: четыре вида растений в праздник Суккот представляют каждый отдельную сущность, отдельную партию. А нам заповедано соединить их вместе в единой связке — сформировать «правительство единства». В нем лулав, ветки мирта и ивы находятся в одной руке: одни справа, другие слева, но они не равны. Мирт длиннее ивы, а лулав возносится над всеми остальными. Лулав возглавляет всю связку, и она зовется его именем. И только лулав упоминается в благословении.
В Мидраше (Ваикра Раба 30:14) говорится, что эти четыре вида растений содержат в себе намек на человека. Лулав представляет собой его позвоночник. Ведь и в самом деле необходимо, чтобы у всей это связки был твердый хребет. Тогда она сможет выпрямиться и высоко поднять голову.
Есть и еще одно дополнительное условие, имеющее важное символическое значение. Лулав не просто возносится над остальными растениями, есть также запрет того, чтобы его верхушка была раздвоена! Если он выглядит, словно вилка с несколькими зубчиками на конце, и один зубчик смотрит в одну сторону, а второй — в другую, такой лулав непригоден для исполнения заповеди.
Если в центральном листе лулава есть трещина, иногда он остается кошерным. Для этого трещина не должна быть глубокой, и он не должен выглядеть как два листа, отошедших друг от друга. Но разделение верхушки листа не имеет допустимой меры: если она хоть немного разделена, это делает его негодным. Ведь нельзя допустить, чтобы во главе, на вершине говорили два разных голоса.
Сколько же жизненных уроков можно извлечь из законов вечной Торы! (Майян а-Эмуна)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ