Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«И возлюбите пришельца, ибо пришельцами были вы» (10:19). 431-я заповедь — любовь к герам. Нам заповедано любить их, то есть проявлять осторожность, чтобы не причинять им никакого страдания, а делать им добро и оказывать милости, насколько сможем.

В Книге Воспитания говорится, что нужно «делать ему добро, поскольку он оставил свой народ и всю семью с отцом и матерью и пришел укрыться под крыльями другого народа». Сюда можно включить всякого, кто находится вдали от семьи, среди чужих, и кому не на кого опереться и получить помощь.

В этом отрывке мы хотим прояснить заповедь гостеприимства, возложенную на каждого из молящихся в синагоге, когда они встречают людей, приходящих молиться с ними и нуждающихся в помощи.

Доктор Ицхак Куперман считался одним из лучших кардиологов в Израиле. Он удостоился быть личным врачом нескольких знаменитых еврейских мудрецов. Несколько десятилетий назад он приехал в страну вместе с семьей и детьми и поселился в Бней-Браке.

Хотя сам он происходил не из Венгрии, он легко вписался в синагогу, все молящиеся в которой были выходцами оттуда. Все дела и обычаи той общины были основаны на принципах, введенных еврейскими мудрецами из Венгрии. Как же так получилось, что доктор Куперман присоединился к той общине?

Ответ лежит в истории, которую нам следовало бы выгравировать на скрижалях сердец своих, поскольку она содержит важный урок.

Какое первое действие совершает еврей, соблюдающий Тору и заповеди, когда приезжает в новую страну, особенно если это страна Израиля? Он ищет синагогу, где сможет занять постоянное место для молитвы. Доктор Куперман тоже так сделал. И поскольку его дети были в таком возрасте, что уже ходили с ним молиться, он искал синагогу, которая вместила бы их всех.

В первый шаббат после приезда в Бней-Брак доктор Куперман зашел в одну синагогу недалеко от своего места жительства. Он присел на одну из скамеек и начал молиться. Не прошло и минуты, и когда он произносил «Благословен тот, кто сказал», его похлопал по спине незнакомец, попросив освободить место.

«Это моя скамейка уже давным-давно», — сказал тот человек. Врач встал и перешел на другую. И вот, едва лишь дошел до слов «Счастливы сидящие в доме Твоем», он вновь почувствовал, как его трогают. Опять пришлось перемещаться на другое сиденье. Перед «Шмона-Эсре» он еще раз столкнулся с подобной просьбой со стороны другого прихожанина, утверждающего свое право на это место.

В конце этих долгих скитаний он нашел для себя скромный угол и расположился там со своими детьми. Но едва ли можно описать разочарование, которое его постигло. Молитва подошла к концу, но никто из присутствующих не поздоровался с ним, не поинтересовался, кто он такой. Все молча разошлись по домам.

«В такой синагоге я не могу найти себе постоянного места», — сказал врач. Как можно молиться в таком месте, где не знают, как вести себя с гостями, недавно приехавшими в страну? По своей наивности доктор решил, что это был единичный случай, и что в других синагогах такого не повторится. Впрочем, реальность оказалась совсем иной.

На следующий шаббат доктор Куперман зашел в другую синагогу. Как же он был разочарован, когда вновь столкнулся с подобным отношением! Его передвигали с места на место, и никто первым не поприветствовал и не улыбнулся. Поскольку кроме места для молитвы, он искал также общину, к которой сможет присоединиться, задача его оказалась в несколько раз труднее.

Случайно он узнал об общине «Агудат Реим» на улице раби Акивы 72, и друзья убедили его прийти на молитву туда. Эта синагога, как известно, была основана выходцами из Венгрии, а одним из первых основателей был раби Элиэзер Рубинштейн.

Хотя доктор приехал не из этой страны, он решил, что после всех переживаний, через которые он прошел в других синагогах, можно попытать счастья и в этой «Агудат Реим».

Он приходит вместе с детьми и садится на одну из скамеек, заняв несколько мест. Никто не стал просить его встать. Ни на словах «Благословен сказавший», ни на «Счастливы», ни до самого конца молитвы.

Более того, в конце молитвы почти все присутствующие подошли к нему и поздоровались с улыбками на лицах. Они сами попросили его, чтобы он выбрал в их синагоге постоянное место для себя. Эта ободряющая сцена повторилась и на следующий шаббат, а за тем и в третий раз.

На четвертый шаббат доктор Куперман пришел с опозданием, спустя несколько минут после начала молитвы. Неожиданно он увидел, что скамейка, на которой он сидел последние три шаббата, занята кем-то другим, тоже с детьми. Только теперь он понял, что это место принадлежало другому еврею, который решил уступить свое право, позволив гостю спокойно сидеть там.

«В этой синагоге я и останусь навсегда», — заявил доктор Куперман. И действительно, вот уже несколько десятилетий он числится среди постоянно молящихся в общине «Агудат Реим» (Мицвот бе-Симха)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Извиниться ли перед человеком, которому я причинила сильную боль?

Сегодня, отвечает Ита Минкина

Муж не считает меня за человека

27 марта, отвечает Рав Ашер Кушнир

Рассказать о причинах развода с бывшим супругом — это злословие?

26 марта, отвечает Хана Лернер

Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше