Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сотворение некошерных насекомых было нужно для демонстрации милости Творца

«Не оскверняйте души свои всяким гадом, ползающим по земле» (11:44). Как известно, в мире нет ничего, чтобы было бы создано напрасно. Спрашивали ли мы себя хоть раз, с какой целью и ради какой пользы сотворены гады и насекомые? От этих насекомых, помимо того, что они отвлекают, жалят, кусают и мешают, нет никакой пользы, которую можно было бы увидеть невооруженным глазом.

Этот вопрос уже задавал… пророк Элияу, обращаясь к раби Нехораю, а тот дал ему удивительный ответ, способный изменить наше отношение к законам кошерной пищи. Вот что приводится в Иерусалимском Талмуде (Брахот 9:2): «Спросил Элияу у раби Нехорая: Для чего сотворил Святой, благословен Он, гадов и насекомых в нашем мире?

Тот ответил: Была необходимость в их сотворении. Когда люди грешат, Святой, благословен Он, смотрит на насекомых и говорит: Если уж этих, которые созданы без всякой пользы, я поддерживаю, то тех, кто созданы ради важной причины, — тем более!»

Выходит, польза от их сотворения как раз в том и состоит, что они бесполезны. А если бы была от них польза, они были бы бесполезны.

Из ответа раби Нехорая наш учитель Х. Й. Д. Азулай (рабейну Хида) делает важный вывод в книге «Нахаль Кдумим»: это «тем более» справедливо лишь в отношении тех людей, кто воздерживается от того, чтобы в их уста проникали гады и насекомые. Этим такие люди показывают, что насекомые и вправду созданы бесполезными. Но те, кто едят гадов и насекомых, собственными нечистыми устами в буквальном смысле опровергают это рассуждение. Ведь они перед всем миром показывают, что гады и насекомые созданы ради пользы (заключающейся в их поедании), а значит, у Всевышнего словно уже и нет повода поддерживать жизнь грешников.

Благодаря этому тот же автор объясняет угрозу пророка Ишайи (см. книга Ишайи, 66:17): «Поедающие мясо свиней, гадов и мышей вместе сгинут, — сказал Б-г». Те, кто едят падаль и трефу, доказывают этим, что она создана с пользой, а значит, рассуждение, приведенное в словах раби Нехорая, теряет силу. Поэтому они «вместе сгинут» — эти грешники должны умереть вместе с гадами и насекомыми.

Следовательно, кашрут хранит нас даже больше, чем мы его.

Один еврей по имени раби Дойч жил в Париже. В багаже раби Дойча, пережившего ужасы Холокоста, хранится удивительный эпизод самоотверженности и освящения имени Б-га, в конце которого к евреям пришло спасение.

Во время войны, — рассказывает он, — я находился в Венгрии. Еще до того, как туда вошли нацисты, мэр Будапешта, бывший отъявленным антисемитом, собрал около трехсот евреев в закрытый лагерь, чтобы встретить немецких солдат этим подарком. Я тоже оказался в том лагере вместе со своими братьями-евреями. Естественно, еда была некошерная, и мы с товарищами были вынуждены от нее отказываться.

Прошел некоторый период, и мы, следившие за тем, чтобы есть только кошерные продукты, почувствовали, что отсутствие питательных веществ дурно влияет на наше здоровье. Между нами начались споры. Одни хотели попросить у начальника лагеря организовать кошерную кухню, но другие уверяли, что, услышав такую просьбу, начальник впадет в гнев и накажет всю нашу группу. В итоге от нас отправилась делегация, в которой состоял и я, и с дрожащими коленями мы попросили у начальства кошерную кухню.

«Я не знаю, что такое кошерная кухня, — ответил начальник, — но знаю, что слово “кошерное” значит меньше есть, а значит вы будете еще слабее. Я готов согласиться на вашу просьбу, но, если один из вас заболеет и не придет работать, я закрою эту вашу кухню».

Мы согласились — ведь у нас не было выбора. Мы сделали все возможное, чтобы сохранить «нашу» кухню. Если кто-то из нас заболевал, мы прилагали все усилия, чтобы прикрыть его и помочь ему прийти на каторжную работу. Главное, чтобы начальник не нашел причин закрыть кухню.

Однажды, — продолжает господин Дойч, — начальник созвал всех заключенных в лагере и зачитал перед нами письмо, которое он получил от верховного руководства. Там его просили разделить всех на две группы. Первая отправится на поле боя, на котором требуется «пушечное мясо», а вторая пойдет в город выполнять работу, несвязанную с риском для жизни.

«Вы, — начальник указал на нас, — идете со мной в город. Мне нужны там проворные ребята вроде вас, которые еще ни разу не пропустили рабочего дня!»

К большому удивлению, вся наша группа пережила военные дни, и никто из нее не был убит. Не знаю, какие расчёты велись на небесах, но мы видели своими глазами, как Тора защитила нас.

Если до того дня я считал, что, соблюдая Тору, мы оберегаем ее, то теперь мне стало ясно, что все наоборот: это святая Тора оберегает нас! (Оцротейну)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.