Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Основная цель существования человека — сломить свои дурные качества, а иначе — зачем ему жить?»Виленский гаон, комментарии на Мишлей 3:13
Евреи не отрицают совершенное для них другими добро. Но что происходит, если я признаю добро, сделанное для меня неким человеком, а он впоследствии причинит мне страшное зло, несправедливость, вопиющую к небесам?

«Да не войдет моавитянин и амонитянин в общину Б-жью» (23:4). Тора дает нам свои наставления на целую вечность. И несмотря на то, что народы моава и амона уже исчезли из мира и растворились среди других обитателей земли, урок, который мы выносим из этой заповеди, и ее смысл остаются на все поколения.

Эти народы требуют от нас особого отношения: «За то, что не встретили вас с хлебом и водой в пути, когда вы вышли из Египта… не ищи мира с ними и блага для них во все дни твои, навеки».

Если бы нам нужно было осудить каждый народ, который не встретил нас с хлебом и водой, пока мы были в изгнании, то нам пришлось бы объявить вражду всему миру. К тому же, при исходе из Египта был еще один народ, который не только не встретил евреев с хлебом и водой, но и вышел им навстречу с мечом. Это был Эдом, но как раз о нем в нашей недельной главе сказано: «Не презирай эдомейца, ибо он брат твой». Чем же отличаются Моав и Аммон?

На это отвечает наш учитель Рамбан: «Мне кажется, что Писание отдалило двух этих братьев — Аммона и Моава — поскольку они получили благо от Авраама, который спас их отца и матерей из плена. В его заслугу Б-г вывел их из Сдома (чтобы они не погибли)». Иными словами, они проявили неблагодарность.

Давайте подумаем: народ Израиля выходит из Египта и останавливается возле границ Моава. «И испугался Моав чрезвычайно из-за народа, ибо велик он, и противно стало Моаву из-за сынов Израиля, и сказал Моав… теперь обглодает эта община все вокруг нас, как бык обгладывает зелень полевую» (Бемидбар 22:3). Короче говоря, моавитяне были уверены, что их жизням угрожает опасность. Но Тора утверждает: они не только не вправе были причинять сынам Израиля зло, но и должны были выйти им навстречу «с бубнами и танцами» и поднести им дары — хлеб и воду. Почему? Потому что однажды, много лет назад, дед Израиля сделал доброе дело для их деда.

В сущности слово «дед» недостаточно точное. Давайте произведем подсчет. Войну против Мидьяна вел Пинхас, сын Элазара, сын первосвященника Аарона, который был сыном Амрама, сына Кеата, сына Леви, сына Яакова, сына Ицхака, сына Авраама. Девять поколений прошло со дней Авраама и Лота, который был отцом Моава и Амона. Получается, что Тора требовала от этих народов помнить, что их предок в девятом поколении однажды, около четырехсот пятидесяти лет назад, был спасен таким же далеким предком народа Израиля.

И если они не вспомнили этот факт и не поступили в соответствии с ним — не признали, что обязаны отплатить добром сынам Израиля, — то что? Теперь они вечно будут лишены права присоединиться к еврейскому народу! Но почему? Потому что еврей по природе своей не может быть неблагодарным.

Верно, евреи не отрицают совершенное для них другими добро. Но что происходит, если я признаю добро, сделанное для меня неким человеком, а он впоследствии причинит мне страшное зло, несправедливость, вопиющую к небесам? В таком случае я становлюсь ему злейшим врагом, верно?

Нет, неверно!

«Не презирай египтянина, ибо пришельцем ты был в его стране». Раши комментирует: «Не презирай его во всем, несмотря на то, что он бросал ваших сыновей в реку. Почему? Потому что он дал вам укрытие в час нужды». В период голода, в поколении Йосефа, египтяне взяли вас к себе и сделали для вас добро. И это не могут стереть даже двести десять лет рабства, работы до изнеможения над глиной и кирпичами с надсмотрщиками и преследованиями. Не презирай египтянина во всем!

Если бы люди вели себя по этим правилам, ни одна семейная пара не разводилась бы. Они помнили бы добро, которое царило в их отношениях в первый период после свадьбы. А вся последующая жизнь уж точно не хуже, чем египетское рабство.

Но основной урок о том, насколько мы обязаны чувствовать благодарность, по словам автора «Книги воспитания» (Хинух), еще более возвышен: «Приобретя это качество в своей душе, человек взойдет от него к благодарности Б-гу, который дал ему родиться, обеспечивал всем необходимым на протяжении жизни, поставил на ноги, дал здоровые части тела, вложил в него душу и разум для познания. Пусть же человек задумается, насколько осторожным он должен быть в служении Творцу, благословенно Имя Его».

Рассказывает гаон раби Ицхак Зильберштейн, главный раввин района Рамат Эльханан: «Однажды я зашел в синагогу на вечернюю молитву и увидел гаона раби Бен-Циона Абу Шауля, который вошел и присоединился к уже собравшемуся миньяну. Войдя, он достал из кармана монету и положил в копилку для пожертвований у входа в синагогу. К нему подошли и напомнили ему слова из книги “Каф а-Хаим” (Орах Хаим 235:4): “Ночь — это время власти сил суда, и потому ночью не дают пожертвований перед молитвой”».

На это он ответил: «То, что я дал, — это не пожертвование. Просто я наслаждаюсь освещением, кондиционером, чистым полом и приготовленным молитвенником. А разве могу я наслаждаться, не заплатив за это?» (Майян а-Шавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

У меня вопрос о головном покрытии...

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Разрешено ли мужчине по закону Торы хвалить чужую замужнюю женщину?

16 ноября, отвечает Лея Солганик

Иногда мне снятся очень развратные эротические сны. И во сне я поддаюсь на провокации...

15 ноября, отвечает Ципора Харитан