Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Удивительная история, которая произошла с гаоном раби Бен-Ционом Палманом. Он занимался анализом своих поступков с того дня, как вступил в сознательный возраст.

«Поэтому скажут властители: пойдем в Хешбон!» (21:27) Наш учитель Рамхаль объяснил (Месилат Ешарим, гл. 3) слова мудрецов: «Поэтому скажут властители — это те, кто властвует над своим злым началом, — пойдем в Хешбон! — пойдем и подведем счет мира: убыток от заповеди в сравнении с наградой за нее и прибыль от греха в сравнении с вредом от него».

Непонятно: это ведь ясный и очевидный совет, зачем нам понадобились «властвующие над своим злым началом»? Рамхаль написал: «Ибо этот истинный совет могут дать и увидеть его истинность лишь те, кто уже вышел из рук своего злого начала и восторжествовал над ним. Ведь у того, кто еще захвачен в его плену, глаза не видят этой правды, и он не может осознать ее. Злое начало буквально ослепляет его глаза, и он словно бредет во тьме. Перед ним есть препятствия, но его глаза не видят их…

Но те, кто вышел из этой темницы, видят настоящую правду и могут дать советы о ней другим людям. На что это похоже? На сад-лабиринт — это сад, известный среди аристократов, который сажают для развлечения. Растения в нем расположены, как стены, и между ними идет множество запутанных тропинок, похожих друг на друга. Цель — достичь возвышения в центре сада. Среди тропинок есть открытые, которые действительно ведут к этому возвышению, а есть ложные, ведущие человека в тупик. Но все они одинаковы, и глаз не видит разницы между ними, если не знать путь по памяти, как знает тот, кто уже проходил и достиг цели. И тот, кто стоит на возвышении, видит перед собой все пути и отличает истинные от ложных.

Он может предостеречь идущих по лабиринту, сказав: “Вот путь, идите по нему!” Кто поверит ему, достигнет цели, а кто не захочет поверить, заблудится.

Так же и здесь: кто еще не властвует над своим злым началом, находится посреди тропинок и неспособен различать между ними. Но властвующие над злым началом, уже достигшие возвышения, вышли из лабиринта. Какой же совет они дают нам? Пойдем в Хешбон — ведите “подсчет души”, занимайтесь анализом своих поступков.

Они испытали и увидели, что это единственный путь достичь цели».

Удивительная история произошла с гаоном раби Бен-Ционом Палманом, который занимался анализом своих поступков с того дня, как вступил в сознательный возраст.

В 2002 году в месяц Тамуз посреди ночи в его дом ворвались воры. Они обошли весь дом, пока не нашли добычу — кошелек, в который как раз накануне было положено 3000 шекелей.

Когда раби Бен-Цион узнал о краже, он сильно встревожился. Что это сделал с нами Всесильный? В первые дни после этого он был чрезвычайно озабочен и взволнован кражей. Это выглядело удивительно: откуда такие тревоги? Ясно, что 3000 шекелей — это не пустяковая сумма, но она никак не оправдывала такой большой озабоченности.

Брат гаона, рав Исраэль, занимавшийся помощью людям, был привязан к нему душой и сердцем. Каждое утро он приезжал на своей машине отвезти его в колель. В то утро раби Бен-Цион рассказал ему об украденых деньгах.

Прошло несколько дней, но гаон все никак не успокаивался. Его брат, видя его тревоги, сказал ему: «Не понимаю, откуда такое беспокойство! Я могу постараться достать для тебя еще 3000 шекелей». Но раби Бен-Цион Палман сделал жест рукой, давая понять, что не в этом дело. Вопрос возникал сам собой: в чем же тогда дело?

Наблюдательные сразу заметили, что с того дня, как пропали деньги, рав взял ручку и бумагу и стал вести подсчеты. Он сидел в уединении, писал, зачеркивал и снова писал. Более умные понимали, что он, несомненно, пытается подсчитать, не поступил ли он неправедным образом с какими-то деньгами.

Прошло две недели, и рава спросили: «Итак, теперь Вам известно, почему деньги были украдены?»

Он ответил с горечью: «Нет, я все еще не знаю причину».

Спустя некоторое время, эта история стала известна полностью. Через месяц после ограбления вора стали мучить угрызения совести, и он прислал обратно украденные деньги со словами сожаления и просьбой о прощении.

Когда деньги вернулись, все увидели на лице у гаона раби Бен-Циона Палмана большую радость. Его брат, который еще с начала не понимал, откуда такое страдание, теперь еще больше не понимал, откуда такая радость.

Когда настал подходящий момент, рав сказал: «Когда деньги были украдены, я сожалел не о деньгах. Очевидно, деньги не могут быть причиной счастья или несчастья человека. Я понял, что если Всевышний послал этого вора украсть у меня, значит, я сам бесчестно повел себя с какими-то деньгами. От этого и возникли мои тревоги. С какими деньгами я поступил неправильно? Я стал считать все деньги, которые приходили ко мне в руки, и не нашел ничего плохого. От этого мое страдание лишь возросло: если я плохо поступил и не могу вспомнить об этом, значит, я не смогу исправить грех.

Впрочем, я вспомнил период, когда финансовое состояние в моем доме было весьма удручающим. В ту пору я не отдавал десятину от доходов сразу, а брал ее для себя в долг, а затем, когда денег становилось больше, выплачивал его. Действительно, сумма десятин с того периода составляла 3000 шекелей. Но я все еще не понимал, это ли те самые деньги, с которыми я плохо поступил. Ведь их не должны были украсть у меня навсегда, поскольку сам я в итоге этот долг выплатил.

Теперь же, когда деньги вернулись, я все понял. Их украли из-за того, что я не сразу отдавал десятину. Но поскольку в итоге я все же отдал ее, то и украденное теперь пришло ко мне обратно. Отсюда и моя радость — ведь нет ничего отраднее, чем разрешить сомнения. Теперь я знаю, что за мной не осталось греха» (Шлемим Ми-Цион).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.